Если женщины вас демонстративно игнорируют, это уже край.
Женщины сговорчивы, потому и для чудовищного, и для никчемного найдется добрая душа, которая пожалеет. Но если они дружно перестали видеть вас в упор, то тут уже не просто дурно пахнет. Это значит, что за тобой -- шлейф. И ароматов, и репутации, и сделанного, и несделанного. Это значит, что уже поздно пыжиться, стараться, доказывать, запугивать, ругаться, уговаривать, обманывать, обещать…
Самый большой сюрприз нынешней избирательной кампании пришел оттуда, откуда не ждали. Смирная, верная, преданная, понятливая и по-настоящему родная нынешней власти организация -- Белорусский союз женщин -- фактически объявила выборам бойкот. Обнародованные списки членов окружных избирательных комиссий принесли сенсацию: крупнейшая женская организация страны отказалась выдвигать своих представительниц в ключевые избиркомы.
И такое случилось впервые.
Правдами или неправдами они уклонились от выполнения, можно сказать, супружеского долга, пока непонятно. Наверняка без скандала. Но какую-то отговорку нашли. «Голова болит», «устала», «слишком много работы»... Хотя раньше все неизменно проходило с воодушевлением и энтузиазмом.
Это ведь обязательный набор для формальной легитимации власти -- молодежь, ветераны и женщины. И, конечно, можно говорить, что так или иначе женщины свою лепту в итоговый процент голосования внесут. И что в очередной раз многое будет сделано именно их руками… Но все-таки на этот раз ситуация выглядит принципиально новой.
Сами подумайте. Вот сидит в комиссии дедок. Ну, дедок и дедок. Может, человек одинок совсем, не знает, чем заняться, и выборы для него хоть какое-то развлечение. Или, наоборот, он такой активный, что и семья, и подъезд, и двор уже не знают, куда его сплавить с глаз долой на пару месяцев. Собрали подписи -- отправили на выборы.
Это одна история. И совсем другая история -- когда товарищ представляет республиканскую ветеранскую организацию. Тут он уже не чудак-человек, а представитель определенной категории избирателей. И уже не только он, но и все его соратники своим авторитетом, жизненным опытом, своими медалями под его «одобрямс» подписываются.
С Союзом женщин тот же подтекст. Какая-нибудь конкретная Марья Ивановна Сидорова может быть странной и чудаковатой, способной кидаться закрывать от наблюдателей бюллетени своими телесами или отрицать законы физики, утверждая, что бюллетени предварительного голосования, вброшенные разными людьми, могут лежать в урне слипшимися стопками. Всякие есть люди, никто особо не удивится: таких Марьиванн, готовых обманывать, химичить, подтасовывать, насыпать соседу соли в компот или украсть цветочки с общественной клумбы -- тысячи. Но важное отличие нынешних выборов от всех предыдущих в том, что на этот раз они будут представлять не всех женщин Беларуси, а только самих себя. Белорусский союз женщин как организация от всего этого дистанцировался, не участвует.
Как так получилось?
Первая версия, которая приходит на ум, -- создавали «Белую Русь» и разрушили то провластное, что существовало ранее. Власти ведь тоже тасуют одну и ту ж колоду из правильных и преданных. Но, с другой стороны, если уже с Белорусского фонда мира под эти выборы стряхнули пыль и нашли в нем людей почти в каждую окружную комиссию, то у главной женской организации проблем с кадрами не могло возникнуть в принципе. Значит, истинная причина -- в репутации. Значит, роман дошел до той стадии, когда Белорусский союз женщин посчитал нужным сделать вид, что с этой властью они не знакомы.
Кто бы мог подумать, как говорится?! Тем более что наши мужчины всегда демонстрировали полную уверенность: женщины в Беларуси из таких смирных и наивных, которые даже порнофильм досмотрят до конца в надежде на то, что все закончится свадьбой.
Светлана Калинкина, «Народная воля»