Министр обороны Литвы Раса Юкнявичене дала эксклюзивное интервью сайту charter97.org.
Во время встречи с редактором charter97.org Натальей Радиной министр обороны прокомментировала последние скандалы в белорусско-литовских отношениях.
- Как вы прокомментируете арест в Беларуси якобы литовских шпионов?
- Мы никогда не комментируем того, что делают или не делают такие службы. То, что было объявлено белорусскими властями, вызывает у нас много вопросов. Я думаю, что это не соответствует тому, что мы называем добрососедством.
- Но литовские политики и дипломаты уже заявили, что это провокация и инсинуация со стороны Беларуси.
- Я не могу комментировать это. Думаю, что в этом случае нам надо проявить сдержанность.
- Насколько вообще проблематично сотрудничать с диктаторской страной в военной сфере?
- У нас было немало идей, как мы можем сотрудничать. Я даже встречалась с министром обороны Беларуси перед выборами президента в 2010 году. Но потом, когда произошли репрессии, ущемление демократии, мы вместе с Европейским Союзом прекратили контакты. Сейчас сотрудничество между нашими армиями происходит на низком уровне. Конечно, этих контактов немного. Было бы лучше, если два соседних государства придерживались одинаковых принципов, особенно, демократических принципов. Но как есть, так есть. Пока мы сотрудничаем, потому что у нас 600 километров общей границы. Но я думаю, что всё еще в будущем.
- Невыдача генерала Усхопчика Литве еще оказывает какое-то влияние на отношения?
- Эта проблема была, когда он работал в министерстве обороны. Проблем стало меньше, когда его не стало в этом ведомстве. Тогда было невозможно сотрудничать. Но вообще это политическая проблема, и, конечно, она остаётся.
- Литва помнит свое 13 января 1991 года. Белорусскую армию тоже используют для репрессии против оппозиции. 19 декабря 2010 года на помощь внутренним войскам прибыли солдаты. Они оцепили площадь в момент, когда спецназ избивал и арестовывал демонстрантов.
- По этой причине до выборов у нас было желание, чтобы наше сотрудничество развивалось. Но после выборов в вашей стране мы прекратили его.
- И, последний вопрос, который сегодня интересует всех. Сообщалось, что шведский самолет, который нелегально пролетел через воздушную границу Беларуси, летел со стороны Литвы...
- У нас нет такой информации, которую я могла бы вам дать.
- Но вы зафиксировали полёт?
- Нет, ничего не зафиксировали.
- Но СМИ сообщали, что зафиксировали.
Нет, с нашей стороны мы ничего не зафиксировали.