Новости БеларусиTelegram | VK | RSS-лента
Информационный портал Беларуси "МойBY" - только самые свежие и самые актуальные беларусские новости

The New York Times: Последняя диктатура Европы

17.07.2012 политика
The New York Times: Последняя диктатура Европы

Освобождение нескольких политзаключенных не является признаком перемен в Беларуси.

В конце прошлого месяца белорусский журналист Анджей Почобут был обвинен в «дискредитации государства» после публикации серии статей, в которых он поставил под сомнение вину двух людей, осужденных за взрыв в минском метро.

Эта новость - шаг назад от апрельской ситуации, когда под давлением Евросоюза Александр Лукашенко освободил известного оппозиционного политика Андрея Санникова. Все, кто увидел в освобождении Санникова надежду, обманулись: его дело, как и десятки других, являются частью системы, которую Лукашенко установил за 17 лет своего правления.

Беларусь остается последней диктатурой Европы. Так государственный секретарь США Кондолиза Райс назвала ее в 2006 году. Проходят годы, но мало что меняется в этой стране. В то время, как ее соседи - Польша, Литва и Латвия - вступили в Евросоюз, а Украина пытается повторить их путь, Беларусь стала чемпионом «евразийской интеграции», одним из лидеров клуба постсоветских автократов вместе с Россией и Казахстаном.

Белорусское общество, однако, сопротивляется. Минимум 2200 человек были задержаны за оппозиционную деятельность в течение только двух последних лет. Четырнадцать человек остаются в тюрьмах, как образцово-показательные политзаключенные.

В отличие от советской эпохи Брежнева, политзаключенные в Беларуси содержатся не в специальных лагерях, а в обычных тюрьмах, среди уголовников, отдельно друг от друга. Так же, как и при Сталине, власти используют уголовников в качестве инструмента психологического давления на «политических».

В Беларуси неофициально существуют два вида тюрем: «красные» и «черные». В «черных» доминируют тюремные «понятия». Одной из особенностей этого набора правил является то, что они делят заключенных на касты, где самая низкая каста - так называемые «опущенные»: они используются как объекты сексуального насилия. Пожав руку такому человеку, заключенный автоматически превращается в «опущенного» сам.

Политзаключенных бросали в «черные» тюрьмы, иногда в одни камеры с «опущенными». Сразу же они оказываются на самом краю выживания, где философия уступает физиологическим инстинктам.

Представьте: вы в одной камере с убийцами, изгоями, которые могут  быть «козлами». Так называют осужденных за тяжкие преступления, которые сотрудничают с тюремной администрацией в обмен на более мягкое обхождение. Вы перед ними один на один, или один против трех, или один против десяти. Единственное, что защищает вас - слабая надежда, что не в интересах Лукашенко позволить вам умереть в тюрьме. «Они пытались довести меня до самоубийства, - сообщил после освобождения Андрей Санников, отказавшись вдаваться в подробности. - Я не имею права говорить, потому что моя семья по-прежнему в заложниках системы».

Он не один такой. Среди политических заключенных - Николай Автухович, ветеран-афганец, бизнесмен, который объявил войну коррупции и оказался в тюрьме во второй раз.

Среди них Николай Статкевич, который также отбывает второй срок, бывший офицер, один из лидеров белорусской социал-демократии и самый радикальный критик Лукашенко на выборах 2010 года. Недавно в его камеру подсадили бывшего бойца спецназа, осужденного за убийство. Независимые эксперты считают, что этот бандит, возможно, принадлежат к «эскадронам смерти», ответственным за похищения и убийства оппозиционеров.

Среди политзаключенных и Алесь Беляцкий, правозащитник, который был номинирован на Нобелевскую премию мира десятками людей во всем мире.

Андрея Санникова освободили после того как он написал прошение о помиловании, как того требовал Лукашенко. Это закрывает  возможность обжалования приговора. Он завтра с легкостью может вновь оказаться за решеткой.

Освобождение политзаключенных не является признаком перемен. Таким признаком могло бы быть только восстановление их гражданского статуса. Эти люди должны быть реабилитированы. Это именно то, что стало сигналом о необратимых изменениях в Восточной Европе в свое время.

Конечно, это может случиться только после утраты Москвой ее влияния в Беларуси. Режим Лукашенко получил более $ 4 млрд. нефтяной и газовой дотации из Москвы в 2012 году. И не зря: Беларусь - последняя зона колониального влияния России на западе. Бывшие коммунистические страны не могли получить свою свободу, пока не ослаб Советский Союз. Только провал путинской модели может проложить путь к «евразийской весне».

Тем не менее, есть люди, готовые жертвовать своей жизнью в отчаянном стремлении к свободе в ледяной тени Путина. Если вы хотите понять, почему Беляцкий, Статкевич, Автухович - герои нашего времени, попробуйте поставить себя на их место.

Андрей Дынько, The New York Times, перевод - «Радыё Свабода»

Последние новости:
Популярные:
архив новостей


Вверх ↑
Новости Беларуси
© 2009 - 2024 Мой BY — Информационный портал Беларуси
Новости и события в Беларуси и мире.
Пресс-центр [email protected]