В Беларуси у власти не просто идиоты, но идиоты воинствующие. Именно в этом причина ареста Антона Суряпина.
Властные идиоты профнепригодны. Любое проявление профессионализма хоть в чем-то им отвратительно, потому что подчеркивает их собственную несостоятельность. Именно поэтому любые признаки разума и здравого смысла они безошибочно определяют и стремятся ликвидировать.
Студент Антон Суряпин – по сути, еще пацан, который купил фотоаппарат и домен сайта на деньги от проданной машины, чтобы заняться любимым делом. Вот этот пацан оказался профессиональнее всего белорусского руководства вместе взятого, которое не только прошляпило пролет прогулочного самолета, высадившего «плюшевый десант», но уже две недели не может придумать хоть какое-то объяснение произошедшему. В отличие от щедро оплачиваемых из нашего кармана генералов и пропагандистов, этот парень, не взявший ни копейки из бюджета, сделал свою работу профессионально: первым нашел фотографии медведей-десантников и вывесил их на своем сайте.
Арест Антона Суряпина – послание не только независимым журналистам. Это послание всему белорусскому обществу: шибко умным быть нежелательно. В сложные времена, которые хронически переживает наша процветающая страна, уже сам факт наличия мозгов ставит человека вне закона. Официальная версия инцидента сегодня звучит так: «Никакого пересечения границы не было, а белорусский фотограф арестован за незаконное пересечение границы шведами». Любого, у кого хватает мозгов в ней усомниться, власть считает врагом народа. Если бы наши руководители читали книжки, то уже давно ввели бы в уголовный кодекс статью за мыслепреступление, а так приходится фантазировать: клевета, дискредитация, массовые беспорядки, незаконное пересечение границы…
По себе знаю, что Антону сейчас очень тяжело. Процессуальные сроки, определенные законодательством, самым дьявольским образом накладываются на психологические этапы, которые переживает оказавшийся за решеткой человек. После ареста хочется верить, что произошла какая-то ошибка. В первые 72 часа, до вынесении постановления о признании подозреваемым, человек надеется на здравый смысл, даже на порядочность людей в погонах. Когда это постановление вынесено, арестованному предстоят гадания, сомнения и бессонные ночи в ожидании истечение 10 суток, в течение которых должно быть предъявлено обвинение. Эти переживания накладываются на тяжелую адаптацию к новым условиям, новой реальности. О «магическом» действии этих сроков на психику отлично осведомлены и люди, ведущие следствие. Они вносят свою лепту в то, чтобы эти дни были еще более невыносимыми, постоянно идут дешевые, но нервирующие «разводки» вроде «подпиши вот здесь и завтра дома будешь»….
Поэтому сегодня хочу пожелать Антону сил и выдержки. Именно на фоне таких людей – молодых, умных, профессиональных, амбициозных, не загнанных еще в обезличивающие рамки, особенно убого смотрится сегодняшняя власть. И именно такие люди будут жить и спокойно работать в новой Беларуси, когда ископаемые наследники Генриха Ягоды и Павлика Морозова займут свое заслуженное место в музее окаменелостей.
Александр Отрощенков, специально для charter97.org