Премьер-министр Дмитрий Медведев сегодня принимает участие в заседании совета министров «союзного государства» в Минске.
Перед заседанием премьер встретился с Александром Лукашенко и своим коллегой Михаилом Мясниковичем, обсудив с ними значительную часть двусторонних вопросов в закрытом режиме, пишет российская газета «Ведомости».
«Когда есть что обсудить — это хорошо», — открыл переговоры Мясникович: значит, интеграция развивается. Отношения на подъеме, согласился Медведев: свидетельство этому — рекордный за всю историю двусторонних отношений товарооборот. За 2011 г. он возрос на 38% и составил свыше $38,6 млрд, за первые пять месяцев 2012 г. торговля между двумя странами увеличилась на 25% по сравнению с тем же периодом 2011 г., составив около $19 млрд.
Но общего рынка двух государств пока нет, посетовал Мясникович: надо дальше сближать позиции. Главное, чтобы были равные права и равные условия для предприятий, подчеркнул он. Отношения двух стран должны строиться не только на поставках товаров, но и на совместных проектах, заметил Медведев.
Пример такого проекта — строительство АЭС в Гродненской области, добавил российский премьер. Сегодня «Атомстройэкспорт» и «Дирекция строительства АЭС» подписали генеральный контракт на строительство. Проектная мощность — 2,4ГВт. На АЭС будет два блока, первый должен быть введен в 2017 г., второй — в 2020 г. Общая стоимость проекта оценивается в $10 млрд, строительство будет профинансировано за счет российского кредита.
Но должны появляться и новые проекты, подчеркнул Медведев: в машиностроении, автомобилестроении. Сейчас стороны обсуждают создание совместного предприятия (СП) МАЗа и «Камаза», во время этой поездки задача прийти к соглашению по поводу СП нет, рассказал один из членов российской делегации: сейчас проводится оценка активов и обсуждение будущих условий контроля — вряд ли это будет 50 на 50, будет риск парализовать управление.
Россия заинтересована и в участии в белорусской приватизации, но Беларусь неохотно выставляет госактивы на продажу. Беларусь часто упрекают в недостаточно активном проведении структурных реформ, признал Мясникович, но 2/3 ВВП уже дает государственный сектор, и Беларусь «была бы рада» видеть российских партнеров в числе акционеров своих предприятий. «Белавиа», по словам министра транспорта Белоруссии Ивана Щербо< /B>, может быть продана «Аэрофлоту», а среди претендентов на 50% «Беларуськалия» назывались структуры Сулеймана Керимова.
Если удастся продвинуться в совместных проектах, то экономики станут по-настоящему интегрированными и менее зависимыми от мировой конъюнктуры, заключил Медведев. По окончании переговоров Медведев и Мясникович отправились заседание совета министров «союзного государства». В повестке дня свыше 20 вопросов: от итогов торгово-экономического сотрудничества и исполнения совместного бюджета в 4,87 млрд руб. до разработок «космических и наземных средств дистанционного зондирования Земли» и инноваций в производстве картофеля и топинамбура.
Двум странам есть чем забить официальную повестку, замечает президент Центра Мизеса Ярослав Романчук, но наиболее острые вопросы вне протокольной части. Будет обсуждаться экспорт нефти, говорит представитель российского правительства. Беларусь покупает российскую нефть без пошлины, но при экспорте полученных из нее нефтепродуктов должна перечислить пошлину в бюджет России. Некоторые продукты, например растворители и разбавители, пошлиной не облагаются, а их экспорт из Беларуси вырос «в разы», говорил ранее замминистра финансов Сергей Шаталов : «Не исключено, что под видом растворителей экспортируют нефтепродукты» (цитата по «Интерфаксу»). При этом, по данным Белстата, за январь — май общий экспорт из страны вырос на 40,6%. Месяц назад Медведев поручил проанализировать ситуацию. «Результаты неутешительны», — говорит российский чиновник.
Представитель премьера Наталья Тимакова сегодня отказалась комментировать ход переговоров по ситуации с растворителями и экспортом нефтепродуктов. Сам Медведев по итогам визита рассказал, что стороны договорились во всем «досконально разобраться» и после принять необходимые решения. «Даже если они будут трудными», — подчеркнул Медведев. Если выяснится, что имели мест нарушения, несущие за это ответственность лица понесут наказание, пообещал российский премьер. «Экономические интересы [России] должны быть восстановлены», — заключил он.