Между «Беларуськалием» и «Уралкалием» зреет конфликт из-за перераспределения объемов экспорта удобрений через БКК.
Российский «Уралкалий» не будет покупать пакет акций «Беларуськалия» по завышенной стоимости и не выйдет из состава Белорусской калийной компании. Такой сценарий кажется наиболее вероятным развитием зарождающегося между Беларусью и Россией конфликта на калийной почве, пишут naviny.by.
Блокирующий ценник
Продажа «Беларуськалия» в последние месяцы превратилась в одну из наиболее обсуждаемых президентом Беларуси тем. И каждый раз суть заявлений Александра Лукашенко сводится к следующему: Беларусь не станет менять свою приватизационную тактику в отношении предприятия в угоду покупателям и продавать актив дешевле 30 млрд. долларов.
Можно предположить, что этот посыл в первую очередь адресован России. Но если раньше комментировать запросы белорусской стороны доводилось исключительно российским олигархам, имеющим интерес к «Беларуськалию» и средства на такую покупку, то теперь вопрос вышел на принципиально новый уровень.
Позицию российского покупателя вполне конкретно объяснил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в ходе своего визита в Минск: «Давно пора принимать решение по приватизации. Все равно от этого не отвертеться».
Медведев пояснил, что при приватизации должна учитываться не только значимость объекта для страны, но и реальная рыночная конъюнктура.
В случае с «Беларуськалием» покупатели говорят о необъективном и завышенном ценнике, в подтверждение приводя показатели российского «Уралкалия» — партнера солигорского гиганта по БКК.
В 2011 году «Беларуськалий» произвел около 9 млн. тонн калийных удобрений, «Уралкалий» — 10,83 млн. тонн калия, то есть на 17% больше.
На 1 января 2012 года производственные мощности «Беларуськалия» по выпуску калийных удобрений составили 10,3 млн. тонн в год. Ожидается, что в следующем году произойдет увеличение мощностей до 11 млн. тонн. В то же время мощности «Уралкалия» уже во втором полугодии 2012 года вырастут до 13 млн. тонн.
Наконец, в 2012 году «Беларуськалий» планирует произвести 9-9,4 млн. тонн калийных удобрений, «Уралкалий» — 10,5-10,8 млн. тонн.
Таким образом, российский «Уралкалий» на фоне «Беларуськалия» выглядит более солидным и крупным игроком. Но при этом рыночная стоимость «Уралкалия» — 26-27 млрд. долларов, то есть минимум на 4 млрд. долларов меньше озвученной Лукашенко стоимости «Беларуськалия».
По мнению аналитика «Инвесткафе» Павла Емельянцева, «создается парадоксальная ситуация, при которой более открытая, торгующаяся на бирже частная компания с большим объемом производства стоит дешевле, чем государственная, начиненная целым ворохом политических рисков».
На взгляд эксперта, «Беларуськалий» можно оценить в сумму, не превышающую 20 млрд. долларов.
Аналитик UBS Алексей Морозов в свою очередь указывает на то, что в отличие от «Уралкалия» белорусский производитель вынужден платить пошлину в белорусский бюджет (100 евро) за каждую тонну калийных удобрений, поставленную на экспорт. Это повышает себестоимость производимой продукции и снижает общую стоимость актива.
С учетом пошлины и других факторов «Беларуськалий» надо выставлять на продажу с дисконтом к цене «Уралкалия», считает Алексей Морозов.
Поэтому очевидно, что при наличии интереса к покупке белорусского предприятия «Уралкалий» не готов платить за пакет акций, исходя из цены в 30-32 млрд. долларов. Слишком дорого.
Но, видимо, в этом и заключается цель белорусских властей — выставить заведомо неподъемный ценник, чтобы не подпустить близко потенциальных покупателей, особенно российских. Это позволяет, с одной стороны, демонстрировать готовность к приватизации, с другой — сохранить под полным контролем такой ценный актив.
Акционеры БКК на грани развода?
Ситуацию с «Беларуськалием» властям удается держать под контролем, чего не скажешь о совместном с «Уралкалием» экспорте калийных удобрений через БКК. Причем, судя по недавнему заявлению Лукашенко, между акционерами БКК возникли серьезные разногласия. Иначе он не стал бы заявлять, что если россияне «хотят работать отдельно — пусть работают… и идут в свободное плавание».
По мнению аналитика российской компании Aton Михаила Пака, суть возникшего конфликта касается перераспределения между сторонами объемов экспорта удобрений через БКК, и, соответственно, размеров получаемой выручки.
Еще при создании БКК (середина 2000-х) между основными акционерами компании было подписано соглашение, в соответствии с которым объемы поставок удобрений на внешние рынки будут распределяться исходя из установленных производственных мощностей. В результате доля «Беларуськалия» составила около 60%, «Уралкалия» — 40%.
Однако за время функционирования БКК мировой рынок калийных удобрений не сильно вырос в размерах, в то же время «Уралкалий», в том числе благодаря объединению с «Сильвинтом», по объему установленных мощностей обошел «Беларуськалий».
Теперь текущие объемы экспорта должны делиться в пользу российской компании, что вызывает недовольство белорусской стороны. Ведь сокращение экспортных объемов ведет к падению поступающей в бюджет валютной выручки.
Скорее всего, именно по этой причине Лукашенко не исключает возможности пересмотра отношений с российским акционером БКК. Однако сложно предположить, что акционеры доведут дело до развала совместной компании. Это радикальный и проигрышный вариант решения проблемы для обеих сторон.
Текущая структура рынка сложилась вокруг таких трейдеров как БКК, Canpotex (торгующий калийными удобрениями канадских производителей Potash Corp., Mosaic и Agrium). И эта структура позволяет держать цены на высоком уровне.
«Многие сырьевые товары — алюминий, никель, уголь, сталь — упали в цене, а калий держится. На мой взгляд, именно благодаря сложившейся на рынке структуре», — полагает Алексей Морозов.
В случае распада БКК вместо одного трейдера на рынке появятся два, которым придется вести самостоятельную сбытовую политику. И это отразится на переговорных позициях игроков с крупнейшими покупателями — Китаем и Индией, у которых появится значительно больше возможностей добиваться нужных для себя цен и успешно противостоять их росту. Одно дело вести переговоры, имея производственные мощности в 10,3 млн. тонн, и совсем другое — в 23,3 млн. тонн.
Все вопросы, которые касаются БКК, Лукашенко потребовал решить к 1 сентября в одну или другую сторону. Аналитики полагают, что при распаде БКК больше проиграет «Беларуськалий».
«Не думаю, что это сильно ухудшит позиции «Уралкалия». Мне кажется, российская компания сможет перетянуть на свою сторону объемы БКК. Но с большой долей вероятности можно сказать, что до этого дело не дойдет», — убежден Михаил Пак.