Некоторые представители белорусской власти, очевидно, доведены до отчаяния.
Сесть в тюрьму в Беларуси теперь можно и за фотографии плюшевых игрушек, и за простые прогулки по улицам, и за посты в блогах.
Белорусскую общественность уже неделю будоражит история с "плюшевым десантом", спущенным на страну с самолета шведских правозащитников. Теперь уже не осталось сомнений, что те, незаметно для белорусских ПВО и пограничников, пересекли воздушное пространство страны, прилетели в городок Ивенец, что под Минском, и сбросили над ним несколько сотен плюшевых медвежат. К каждой игрушке была прикреплена листовка с лозунгом в защиту свободы слова в Беларуси.
Минобороны эту историю опровергало долго и упорно — даже после того, как в Интернете появилось видео, снятое жителями белорусского провинциального городка. Оно и понятно: чего тогда стоит хваленая белорусская система ПВО? Чиновники настаивали, что это монтаж, а сейчас просто воздерживаются от комментариев. Зато КГБ взял дело под свой неусыпный, хотя и сильно запоздалый контроль.
Чекисты арестовали и заперли в свой следственный изолятор 20-летнего студента Института журналистики Белгосуниверситета Антона Суряпина. Тот первым разместил в интернете, на своей домашней страничке bnp.by фотографии "плюшевого десанта". Еще до задержания молодой человек говорил, что фото ему прислали неизвестные по электронной почте. Теперь его компьютер тоже находится в КГБ, ведется проверка. Суряпина обвиняют в содействии нелегальному пересечению границы иностранным самолетом. По этой статье уголовного кодекса Белоруссии парню грозит до семи лет тюремного заключения с конфискацией имущества.
Как он мог "содействовать" шведам, не совсем ясно. Сами правозащитники говорят, что о Суряпине никогда не слышали, не говоря уже о личном знакомстве. Под "замес" попал и соратник студента-журналиста Роман Протасевич. Его задержали в Гомеле сотрудники МВД. И отправили на допрос. По какому конкретно поводу, неизвестно.
Еще один арестант, проходящий по "плюшевому" делу, — Сергей Башаримов. Он занимался сдачей квартир в аренду посуточно. И вот этот человек уже 11 дней находится в СИЗО КГБ, поскольку имел несчастье сдать квартиру тем самым шведам, которые перед своим необычным полетом посетили Беларусь. Теперь правозащитники из Стокгольма недоумевают: с таким же успехом в Минске можно посадить, например, бармена который подавал им пиво.
Как бы то ни было, шансы, что хотя бы один из трех задержанных по "медвежьему" делу белорусов останется на свободе, приближаются к нулю. Белорусская карательная система, особенно если процесс "политический", наказывает почти в 100% случаев.
Вообще, то, как в последнее время работает эта система, повергает в шок и ужас. Кажется, правоохранители сильнее, чем когда бы то ни было, боятся потерять контроль над обществом, и поэтому в деле "закручивания гаек" переходят все мыслимые границы. Так, 24 июля в Минске будут судить активиста гражданской кампании "Европейская Беларусь" Андрея Молчана. В ночь на 14 июля его задержали в одном из спальных районов Минска за то, что он под мостом прикрепил наклейку "Нет — смертной казни". При предыдущем задержании активиста так сильно избили, что теперь он плохо слышит и выглядит вообще далеко не здоровым человеком. Медицинская экспертиза подтвердила, что у оппозиционного активиста черепно-мозговая травма и перелом челюсти. Судить его будут за "нарушение правил благоустройства городов" и "мелкое хулиганство". По обоим статьям предусмотрены штрафы в размере порядка $100. Время с момента задержания до суда Молчан тоже проводит в СИЗО.
Трудно не вспомнить тут и о непрекращающихся преследования собкора польской газеты Wyborchza в Белоруссии Анджея Почобута. Он также находится в СИЗО — в ближайшее время его буду судить за клевету в адрес Александра Лукашенко. Претензии власти предъявляют не к статьям журналиста в польской газете, а к записям в его блогах на Livejournal.com и оппозиционных сайтах. Год назад Почобута уже судили по той же статье 367 УК. Тогда его приговорили к трем годам лишения свободы с отсрочкой исполнения на два года. Теперь журналист считается в Беларуси рецидивистом. А это значит, что сесть он может всерьез и надолго. Увещевания польских дипломатов на белорусские МИД и прокуратуру не действуют.
Еще одно громкое дело заведено в отношении бывшего лидера оппозиционной организации "Молодежный фронт" Дмитрия Дашкевича. Он сидит в тюрьме с декабря 2010 года по обвинению в участии в погромах во время акции протеста вечером после объявления итогов президентских выборов. Дашкевича осудили на два года, но в декабре 2012-го на свободе он может и не оказаться. В Минске "принято решение" возбудить в отношении политзаключенного уголовное дело "за злостное неповиновение требованиям администрации колонии", рассказали в эфире белорусского телевидения. Это значит, что срок молодому оппозиционеру могут продлить еще на год. Зачем властям эта провокационная история, не совсем понятно.
Объяснить действия белорусских силовиков иногда невероятно трудно. Никакой логике они не поддаются. Возможно, Беларусь стоит на пороге каких-то масштабных акций протеста, а поэтому власти готовятся к ним наиболее решительным из всех возможных способом.
Максим Швейц, «Росбалт»