Милиционеры угрожали заразить минчанина Павла Плаксу СПИДом и изнасиловать его подругу.
Родители задержанного по подозрению в краже Павла Плаксы, который сейчас находится в Жодинском СИЗО, получили ответ на свои многочисленные жалобы по фактам пыток их сына сотрудниками Ленинского РУВД Минска. Следственный комитет отказал в возбуждении уголовного дела, пишет ПЦ «Вясна».
По заявлениям, направленным родителями в постоянную комиссию «палаты представителей» РБ по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации, Генеральному прокурору, прокурору Ленинского района г. Минска, а также по двум заявлениям от самого Павла Плаксы была проведена проверка. Об этом сообщается в ответе из Ленинского районного отдела Следственного комитета за подписью следователя майора И. Н. Мукасея, где далее говорится, что в возбуждении уголовного дела отказано на основании п. 2 ч. 1 ст. 29 УПК Республики Беларусь, то есть из-за отсутствия в действиях милиционеров состава преступления.
О том, что в течение трех дней происходило с задержанным Павлом Плаксой в Ленинском РУВД Минска, его отец знает не только из материалов проверки, проведенной Ленинским райотделом Следственного комитета, с которыми он был ознакомлен, но и из писем, пришедших от Павла. По словам Александра Геннадьевича Портянко, у материалов проверки, нет даже намека на пытки его сына. «Они указывают, что Павел получил телесные повреждения еще дома во время задержания, поскольку оказал сопротивление. А насчет того, что его избивали в РУВД, ничего не сказано. Они только записали в журнал, что применялась дубинка, хотя там гематомы по 25-36 сантиметров - от ягодиц переходят в бедра, царапины, синяки по всему телу, раны огромны. Боялись, что снова начнет оказывать сопротивление и день и ночь держали в наручниках - так и пишут. Сами оперативные работники дают показания, что наручники снимали только при подписании бумаг».
А что происходило до подписания нужных милиционерам бумаг, родители знают со слов Павла. «В течение нескольких суток его пытали день и ночь. Избивали, пакет надевали на голову, чтобы перекрыть воздух, есть не давали, в туалет не водили. Пытали поочередно, посменно», - рассказывает Александр Геннадьевич. «Особенно свирепствовал там один - оперативный сотрудник Рома. Он тыкал Павлу в лицо удостоверение и говорил, что «ты отсюда живым не выйдешь, и никто ничего не узнает, ты не жилец». И именно под давлением этого милиционера Павел Плакса подписал отказ от госпитализации, когда приезжала скорая помощь».
Кроме того, сотрудники милиции применяли в отношении Павла психологическое насилие - например, грозились изнасиловать его сожительницу, или все тот же милиционер Рома угрожал, что возьмет шприц у больного СПИДом и заразить его этой болезнью. Таким вот образом выбивались признательные показания.
Про личности милиционеров-палачей от Павла родители знают, потому что во время задержания в минской квартире они были в штатском, никто из них никаких удостоверений не показывал. Однако Александр Геннадьевич из материалов проверки записал фамилии каждого из этой «замечательной пятерки»: Дмитрий Владимирович Канюхневич, Александр Петрович Лишко, Андрей Иванович Добровольский (эти трое задерживали Плакса в квартире), Роман Александрович Михнюк и Андрей Иванович Жук. «В характеристике о них и говорится, что хорошие сотрудники, день и ночь раскрывают преступления... Вот, теперь видим, как они их раскрывают - силой. Те, что задерживали, когда давали объяснения, сказали, что при входе в квартиру показали служебные удостоверения и попросили Павла проехать в Ленинский РУВД, от чего он в грубой форме отказался и пытался спрятаться в комнате квартиры. Якобы поэтому они силой уложили его на пол и надели наручники. А царапина на лице у него образовалась якобы при падении на пол во время задержания и от того, что он пытался подняться. Все свои грубые действия они мотивировали лишь тем, «чтобы опять не оказал сопротивления». Однако заключение поздней судебно-медицинской экспертизы показало, что телесные повреждения получены Павлом не при падении, а образовавшиеся от тупого твердого предмета».
Александр Геннадьевич замечает, что опросили этих милиционеров очень поверхностно. И относительно полноты проведенной Следственным комитетом проверки также отмечает, что не были допрошены очень важные свидетели: во время задержания в квартире находились сожительница Павла и ее подруга. И со слов сожительницы, во время задержания сотрудники милиции не представились, причины задержания не сообщили, а Плакса не оказывал им никакого сопротивления, и, когда его выводили из квартиры, у него ни на лице ни на теле не было никаких царапин, синяков или ран, он был абсолютно здоров.
Правозащитники уже неоднократно высказывали свои сомнения по поводу эффективности проверок в ситуациях, когда жалобы на действия сотрудников милиции перенаправляются органами прокуратуры в соответствующие районные отделы Следственного комитета. В случае с Павлом Плакса жалоба его родителей на действия сотрудников Ленинского РУВД была перенаправлена в Ленинский районный отдел Следственного комитета, то есть в орган, который ведет уголовное дело Павла и в котором сейчас работают бывшие следователи того же Ленинского РУВД.
В каком состоянии находится Павел Плакса, который сейчас содержится в следственном изоляторе тюрьмы № 8 в Жодино, его родители могут судить лишь по полученным письмам. «Сам он не может писать, у него отнялась правая рука. Вот пришло письмо - пишут сокамерники с его слов. В конце постскриптум: «Извините, попытался сам расписаться, не получилось». После этого письма жена ему уже два написала - ответа нет», - говорит Александр Геннадьевич. С его слов уже полтора месяца Павлу не оказывается медицинская помощь, и по этому поводу родители направляли жалобу на имя начальника СИЗО. В ответе на эту жалобу нем сообщается, что Павел был осмотрен тюремным врачам: состояние его здоровья удовлетворительное, функция правой руки сохранена в полном объеме и в специализированном лечении он не нуждается. После Павла осмотрел специалист, который установил защемление нерва запястья руки. Проводится ли в этой связи некая лечение, родители не знают.
После ознакомления с материалами проверки Следственного комитета родители Павла Плаксы решили обжаловать ее результаты Прокурору Ленинского района Минска. «Мы имеем основания не доверять выводам сотрудников Ленинского отдела (г. Минска) Следственного комитета Республики Беларусь, поскольку сотрудники этого отдела в период, когда в отношении Плакс Павла Александровича применяли силу, многократно проводили с его участием следственные действия, а значит видели его физический и моральное состояние, следы побоев, однако никаких эффективных мер по оказанию ему медицинской помощи и прекращении оказания на него незаконного воздействия со стороны сотрудников Ленинского РУВД г. Минска не предпринимали», - указывают они в своей жалобе на имя прокурора.
Портянко Александр Геннадьевич и Жанна Викентьевна настаивают на возбуждении уголовного дела по факту причинения телесных повреждений их сыну Павлу Плаксе сотрудниками Ленинского РУВД г. Минска.