Небывалая валютная выручка обрушилась на Беларусь.
За январь-май текущего года валютные поступления составили рекордные 25 миллиардов долларов. Такого валютного дождя за пять месяцев страна не знала. К примеру, за весь 2009 год валютная выручка была 22 миллиарда долларов.
И это еще не все рекорды. Положительное сальдо торгового баланса за пять указанных месяцев превысило 3 миллиарда долларов, тогда как на весь 2012 год оно запланировано в 1-1,5 миллиарда. И на эти плановые один-полтора миллиарда скептиков было хоть отбавляй. Как же мы так рванули?
80 процентов прироста белорусского экспорта -- это нефть, нефтепродукты и те самые, ставшие знаменитыми, растворители-разбавители. Наши славные нефтеперерабатывающие заводы кочегарят на полную мощность. В общей структуре экспорта на долю нефтепродуктов приходится 33,6%, растворителей и разбавителей - 10,4%, смазочных материалов -- около 4%. А все в целом составляет порядка 48% нашего экспорта. Беларусь увеличила экспорт растворителей и разбавителей в стоимостном выражении в 7,3 раза. За первые 4 месяца их было экспортировано около 1,89 миллиона тонн, что составило сумму в 1,7 миллиарда долларов. В то время как за аналогичный период прошлого года вывезли 283 тысячи тонн на сумму 233 миллиона долларов. По смазочным материалам рост составил 43 раза. Их экспортировали на сумму 591 миллион долларов, тогда как в прошлом году за этот же период -- на 13,89 миллиона. По заявлению российского посла Александра Сурикова, Россия обеспокоена тем, что Беларусь экспортирует нефтепродуктов больше, чем их можно выработать из поставляемой российской нефти.
Этим белорусским феноменом руководство России заинтересовалось более чем всерьез, поскольку с этих товарных позиций в отличие от других (бензины, дизельное топливо и т.д.) экспортная пошлина в российский бюджет не перечисляется. 17 июля первый вице премьер России Игорь Шувалов и вице-премьер Беларуси Сергей Румас обсуждали вопросы двустороннего торгово-экономического сотрудничества, в том числе и тему растворителей-разбавителей. Заместитель министра финансов России Сергей Шаталов прямо заявил: «Мы столкнулись с тем, что в несколько раз в Беларуси вырос экспорт органических растворителей на внешний рынок. Мы опасаемся, что этот товар -- прикрытие. Не исключено, что под видом растворителей экспортируются нефтепродукты». Если это так, то Россия оценивает свои потери не меньше 1 миллиарда долларов. Тогда российское правительство будет добиваться перечисления пошлин в свой бюджет и от экспорта растворителей и разбавителей. По оценкам экспертов, в этом случае белорусский торговый баланс вновь уйдет в минус со всеми вытекающими последствиями.
Вторая после нефтепродуктов наша экспортная товарная позиция - калийные удобрения - подводит. Физические объемы поставок хлоркалия сократились на 24%. Тем не менее вместе эти позиции формируют около 60% белорусского экспорта. О какой его диверсификации может идти речь? 8,5% прироста промышленности обеспечено главным образом концерном «Белнефтехим».
А что же остальная наша экономика? Темпы прироста ВВП в I полугодии по сравнению с первой половиной 2011 года составили лишь 2,9% вместо запланированных 5-5,5%. По данным Белстата, за первые 5 месяцев реальная зарплата белорусов по сравнению с аналогичным периодом минувшего года выросла на 4%. Это, как всегда, больше темпов роста производительности труда. Номинальная же зарплата увеличилась более чем в 2 раза. Следовательно, печатный станок и не думал отдыхать. Объем наличных денег возрос с начала года на 41,4%. Только за июнь он вырос на 14,8%, против 5,9% майских. Рублевая масса в целом за полгода увеличилась на 30,6% и достигла 56,6 триллиона рублей. Заметьте, если Нацбанк ранее снижал ставку рефинансирования на 2%, то в последний раз (18 июля) снизил на 1%. Главный регулятор осторожничает. Он не без оснований опасается, что под напором растущей рублевой массы и дешевеющих кредитов курс национальной валюты вновь дрогнет и начнет ослабевать, как это отмечено с конца мая.
Несмотря на обилие валютной выручки, золотовалютные резервы страны естественным образом почти не пополняются. Они повысились в основном за счет зачисления в них очередного транша кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Проще сказать, вся валютная выручка расходится, и спрос на валюту постоянно растет как со стороны субъектов хозяйствования, так и со стороны населения. Идет она и на погашение внешних долгов. Так, отношение валового внешнего долга к ВВП на 1 апреля к такому же показателю на 1 января 2012 года выросло с 62,3 до 63%. А внешнего государственного долга к ВВП соответственно увеличилось с 22,6 до 23,3%. Как видим, груз долгов и при рекордном экспорте не ослабевает.
Экономике Беларуси по-прежнему необходима внешняя кредитная поддержка. Можно сказать, что неудачей закончилось зондирование правительством МВФ и Всемирного банка на счет дальнейших кредитных проектов. В своем экономическом меморандуме Всемирный банк дал, по сути, негативную оценку состояния белорусской экономики, отмечая, что при отсутствии структурных реформ она исчерпала свой потенциал роста. По данным СМИ, сальдо доходов от произведенных прямых иностранных инвестиций, которых так недостает нашему реальному сектору, за I квартал оказалось отрицательным в размере 616 миллионов долларов. Это говорит о том, что иностранные предприятия предпочитают вывозить полученную прибыль домой или в другие страны, вместо того чтобы вкладывать ее здесь в развитие производства.
Что ж, оценивая результаты деятельности экономических властей, можно сказать и так: каждый работает, как умеет. Хитро работаем!
Борис Желиба, «Народная воля»