Пару месяцев назад, в один из майских дней, минчанка Галина Калашникова принимала поздравления от соседей, друзей и даже совершенно незнакомых ей людей.
Об этом много где писали: суд принял сторону одинокой пенсионерки и обязал Мингорисполком и администрацию Центрального района выплатить ей рыночную стоимость квартиры, из которой женщину выселяют под предлогом признания ее дома (памятника архитектуры XIX века) непригодным для проживания. Идет время, денежной компенсации все нет. А вместо нее — повестка в суд. Истец в лице ЖРЭО Центрального района требует переселить Галину Калашникову в подменный фонд — «хрущевку» на улице Орловской... Не лучшим образом обстоят дела и у других семей с улицы Революционной, которые продолжают вести борьбу против своего выселения из исторического центра, пишет onliner.by.
Напомним, под отселение на Революционной попали жители четырех домов — №24, 26, 28 и 32. К чемпионату мира по хоккею улица должна стать пешеходной, а потому жилая функция в ее нынешнем виде здесь неуместна, посчитали чиновники и принялись за дело. В довольно быстрые сроки дома были признаны аварийными, грозящими обвалом и непригодными для жизни (с чем их обитатели категорически не согласны), а людям предложили жилье в других районах. Многие уже переехали, а несколько семей заупрямились. После полного отселения их дома хотят отремонтировать, чтобы, как заверяют в «Мiнскай спадчыне», открыть там бутики, торговые лавки, а также апарт-отель, то есть элитные квартиры, сдаваемые внаем.
Это банальный передел собственности с помощью административного ресурса, — уверены в очередной раз обратившиеся в редакцию жители Революционной. — Видно, кому-то очень приглянулись площади в центре Минска, и нас посчитали здесь лишними.
Накануне суда Галина Калашникова в растерянности. Возможно, уже через несколько дней придется собирать вещи. Решением суда Центрального района Мингорисполком и районная администрация должны выплатить ей за квартиру 722 миллиона рублей (88 700 долларов в эквиваленте). Да вот только сроки исполнения в решении не указаны, спохватилась пенсионерка. Опасается: переселят во временный фонд, снимут с регистрации, лишат права собственности, а потом и забудут вовсе, что была такая. И добивайся опять правды в судах.
В отличие от Галины Калашниковой ее соседи по несчастью из 24-го дома, Александр и Галина Корженевские, не согласны ни на денежную компенсацию за приватизированную квартиру, ни на переезд в другой район. 4 июля состоялся очередной суд по выселению, на который в качестве полноправного ответчика была впервые приглашена 15-летняя дочь Александра и Галины, а также в качестве третьего лица — представители управления образования районной администрации.
— Идет психологический гнет. Нам едва ли не открытым текстом говорят, что хотят лишить родительских прав, потому что мы держим ребенка якобы в аварийном доме, — рассказывает Александр. — Условия проживания якобы невыносимы. Это чепуха. А каково будет дочушке расставаться со старыми друзьями, привыкать к чужому району, к новым одноклассникам и учителям? Об этом чиновники не задумались?
Александр убежден, что суд не имел права приглашать ответчиком несовершеннолетнего: нарушены статьи Гражданского процессуального кодекса. На этом основании заявлен отвод судье, дело будет рассматриваться позже.
— Это не первый случай судебного и чиновничьего произвола, — говорит Александр. — Соседку Надежду Бокач, пожилую женщину, без ее ведома и согласия выписали из квартиры на Революционной и прописали на Нововиленской. По такой же схеме могут поступить с Галиной Калашниковой. Создается впечатление, что с нами работают методами черных риелторов. Семью Штутиных из дома №26 последние годы держали без воды, света и газа — все это время администрация района пыталась либо выселить людей в Масюковщину, либо выплатить компенсацию по докризисным еще ценам. И только недавно эта ситуация благополучно разрешилась, когда подключились журналисты и о нас всюду заговорили.
Не сгущают ли краски жители Революционной? Для проверки фактов мы позвонили в отдел жилищной политики администрации Центрального района. Вопросов у нас было много, но разговор с его начальником Анастасией Собирай не заладился с самого начала.
— Пишите запрос на имя главы администрации. Вам вышлют ответ в общем порядке в течение 15 дней, — категорично заявила она.
Неужели тема настолько закрыта, что разговор требует личного одобрения районного начальства? Или чиновники попросту спихивают ответственность друг на друга?
Корженевские уверены: огласка проблемы в СМИ пошла на пользу. Проверкой в отношении компании «ФАРТ и В», строящей многофункциональный комплекс в полутора метрах от дома ХIХ века, занялся ОБЭП. Люди записались на прием к министру внутренних дел и будут настаивать на привлечении к ответственности должностных лиц из Мингорисполкома и администрации Центрального района. Оснований для этого, по их словам, вполне достаточно.