Сегодня исполняется 75 лет талантливому композитору, заслуженному деятелю искусств, народному артисту Беларуси, профессору, лауреату премии Ленинского комсомола и Государственной премии Беларуси Дмитрию Брониславовичу Смольскому.
Творчество одного из ведущих композиторов Дмитрия Смольского - яркая страница белорусской летописи современной музыки.
Родился он в Минске в семье известного музыковеда Бронислава Сильвестровича Смольского. Дмитрий Смольский окончил специальную школу при консерватории, Белорусскую государственную консерваторию по классу композиции профессора Анатолия Богатырева, а затем аспирантуру педагогического института имени Гнесиных в Москве. Некоторое время Смольский занимался педагогической деятельностью в Могилевском музыкальном училище, а с 1962 года - в Белорусской академии музыки. С 1986 года он профессор этого учреждения.
Творческая палитра Дмитрия Брониславовича весьма разнообразна: симфоническая, вокально-симфоническая, камерно-инструментальная музыка, музыка к кинофильмам - вот неполный перечень жанров, в которых работает композитор. Однако независимо от того, работает ли он над произведением крупной формы или над песней, он одинаково серьезно подходит к разным творческим задачам.
В начале свой деятельности, в 60-е годы прошедшего столетия, Смольский увлекался новейшими композиторскими техниками, что нашло отражение в его камерной оратории "Песни Хиросимы", фортепианной сюите "Игра света", симфонии "Актофония", которые ошеломили музыкальное сообщество своей необычностью. Со временем увлеченность конструктивной музыкой у композитора сменилась интересом к музыке традиционной, что особенно ярко проявилось в оратории "Моя Родина", написанной в 1970 году на произведения белорусских поэтов и отмеченной премией Ленинского комсомола Беларуси. В 70-е годы композитор создал вокальные циклы на стихи Гарсии Лорки, Тютчева, Ахматовой и Цветаевой. Особенное место в творчестве Дмитрия Смольского занимает оратория "Поэт", написанная на слова Янки Купалы, в которой классик отечественной литературы представлен во всей психологической сложности и противоречивости. В этой оратории композитор обращается к городскому песенному фольклору и интонации крестьянской песни.
В конце 70-х годов Дмитрий Смольский создал свою первую оперу "Седая легенда" на либретто Владимира Короткевича. Большим достижением композитора стало то, что именно вокальными средствами им была развернута широкая панорама чувств героев - любви и ревности, верности и предательства, ненависти и мести. В 1980 году этот спектакль получил Государственную премию Беларуси. Опера была записана для фонда Белорусского радио, а на Белорусском телевидении на основе фонограммы был поставлен одноименный фильм-опера.
Позднее Смольский написал оперы "Франциск Скорина" и "Аполлон-законодатель". Но главным для композитора стал жанр симфоний, которые явились важным этапом в развитии белорусской симфонической музыки. Они известны не только белорусскому слушателю, но и далеко за пределами нашей республики.