Откровения студента, который неделю трудился в цехе по переработке семян подсолнечника и с тех пор даже смотреть на них не может.
Вообще кубанцы называют семечки черным золотом. Относятся к ним почтительно, ну почти как к хлебу. Еще бы, эту продукцию Кубань экспортирует и по всей стране, и за рубеж. Кстати, один из лидеров по сбору семечек - печально известный Кущевский район. Нет, компания «Артекс-агро», принадлежащая матери главаря банды Сергея Цапка, убившего в прошлом году 12 человек, не занималась семечками. На ферме выращивали зернобобовые культуры, разводили коров... Однако почти все мелкие районные предприниматели платили дань кущевской мафии. Возможно, именно под началом такого «невольника» поработал и автор этого блога Георгий Приз, от которого журналисты узнали много неожиданного о производстве семечек.
С разрешения блогера «Комсомольская правда» публикует выдержки из его дневника.
КАТЬКА-АГРЕГАТ
От гигантской ржавой печки пахнуло жаром. Из-за запаха раскаленного железа и гари было трудно дышать. На секунду показалось, что у меня обгорели ресницы и брови.
- Не боися, не обуглишься, - хохотнул неопрятный охранник Василь.
Деньги мне нужны были позарез - стипендия закончилась в день ее получения, родители переведут наличные только через две недели, а у соседей по общежитию я уже занял все что мог. Студентов на приличную работу берут неохотно, поэтому выбор был невелик: фабрика по лепке пельменей и 200 рублей в день или фасовочный цех, обрабатывающий семечки, - там платили на сотню больше.
- Ладно, где тут у вас перчатки, халаты - униформа? - обреченно вздохнул я.
- А ты чудной, - нахмурил густые брови мужчина. - Нема такого, ручками все будешь делать. Топай давай к Катьке.
Я посмотрел в сторону двух девушек, стоявших за аппаратами, и они тут же прыснули со смеху. Оказалось, «Катька» - это агрегат, который кряхтел, шипел и вообще жил своей жизнью. В нем и поджаривались семена подсолнечника. Женским именем его нарек кто-то из бывших работников - в честь экс-супруги, такой же сварливой, шумной и неопрятной.
Само помещение состояло из трех комнат: жаровни с печкой, основного цеха, внутри которого стояли три фасовочных аппарата, и служебной комнаты размером два на два, с ветхим столом и грязным потолком, с которого стекало что-то черное. С двумя аппаратами управлялись те самые девушки, а третий ждал меня. Состоял он из трех частей: воронки, куда засыпается мешок семечек, конвейера, по которому они попадают в пакетики, и устройства, закрывающего пакетики. Мы должны были очищать семена от мусора и всяких засохших кузнечиков, лягушек и мышей, попавших в мешки с полей.
- Как это работает? - уточнил я, стараясь держаться подальше от огромной «Катьки», внушавшей первобытный ужас.
- Имам! Просыпайся! - загорланил вдруг Василь.
Холмик в левой части комнаты вдруг зашевелился, и из темноты показался семечковый бог - во всяком случае, так мне показалось. Это был мужчина ростом метр с кепкой, весь черный и пыльный, в давно не стиранной одежде. В сумерках его легко можно было принять за огромную ожившую семечку, он напоминал ее даже по строению тела - маленькая голова плавно переходила в широкую грудь и огромный живот, а довершали композицию крохотные ножки.
- Это Имам, из Узбекистана к нам приехал, значит. Уже три года живет тут и работает - мешки таскает, полы подметает, печку чинит. Вона его спальня, - махнул рукой в сторону угла охранник. - Он на семках дрыхнет, семки жрет, семками и умывается. Девчата наши - Лидка и Машка - его жалеют, покушать приносят. У него никого нет - ни семьи, ни друзей. Ну ладно, рассусолился я тут с тобой. «Катьку» включай каждые полчаса. Семки жарятся 30 минут, забудешь выключить - обуглятся.
Имам ударил печь и дернул рычаги. У агрегата открылась пасть, в которую он засыпал мешок семечек. Нажал на кнопки - и створка захлопнулась. Чертыхаясь, узбек вернулся в угол и через минуту сладко засопел.
«ЧЕРНОЕ МОРЕ. ПОДСОЛНЕЧНОЕ. АЙДА КУПАТЬСЯ!»
После трех часов работы у меня затекли ноги, руки и шея. Я повернулся к коллегам, чтобы спросить, как они разогревают мышцы. Ха! Девчонки, обложившись пряниками, гоняли чаи. И, кажется, делали это уже давно. Я пригляделся к прозрачным с одной стороны пакетикам семечек - в них попали засушенные растения и мелкие камешки.
А вдруг кто-то сломает о них зуб? - При этой мысли у меня свело скулу.
Нужно смотреть, что в рот суешь, - захихикали те. - Будешь булочку?
От угощения я не отказался, но уплетал его не отходя от «кассы» - мысль о том, что упаковка с поджаренными лягушачьими лапками может достаться мне, придавала работоспособности.
С третьей попытки у меня получилось правильно засыпать семечки в «Катьку». После первой остался ожог на руке, после второй - горка рассыпанных по полу семечек. Зато когда я поборол в себе страх перед этим чудовищем, все пошло как по маслу. Подсолнечному, разумеется.
Через пару дней я нашел общий язык с Имамом - принес ему пирожков.
- Георгий хороший, - приговаривал он, жуя сдобу. - Георгий хочет поплавать?
- Где? - не понял я.
- В Черном море, - подмигнул он, кивая на темнеющий холмик в углу.
Да простят меня любители семечек - видимо, бес попутал, - но отказать себе в удовольствии нырнуть в это месиво я не мог. Ощущения непередаваемые! Семечки еще горячие, поэтому тут же стало жарко. Я вынырнул на поверхность, лег на спину и стал выводить узоры руками.
А спохватившись через минуту, решил прокалить семечки еще раз - все-таки народ потом будет засовывать их в рот. Сгреб кучу и запихнул в печь. Расчихавшийся от поднявшейся пыли Имам покрутил пальцем у виска - так никто не делает. В тот же день я запретил всем знакомым покупать жареные семечки.
ЧИСТКА ВРУЧНУЮ
К вечеру следующего дня пришлось предупредить близких еще раз: если уж припекло погрызть, то не покупайте чищеные. В тот день у нас сломалась шелушильня - установка для очистки семечек. Принцип действия аппарата прост: во вращающийся барабан засыпают продукт, включается вентилятор. Семена трутся друг о друга, шелуха выдувается воздухом. Но древний агрегат не выдержал напряжения - испустил дух. Начальство приказало: пока шелушильню не починят, семечки чистим вручную. Мы было взбунтовались, но нам тут же заткнули рты: 1500 рэ за несколько часов. Лида и Маша согласились, сопротивляться не стал и я. Но уже через полчаса пожалел. Это был ад. Одно дело - очистить горстку для себя, другое - расправиться с килограммами! Когда шеф понял, что дело плохо, прислал на помощь Имама. Я старался не смотреть на его ногти с французским маникюром наоборот - вместо белой полосы под ногтями у него был черная. Но, когда он стал слюнявить пальцы, я не выдержал, нагрубил. Узбек ушел мыть руки - наверное, впервые за много месяцев.
Слава Богу, через час аппарат починили.
После этого я попросил расчет. Девчонки остались - они студентки и согласны на любую работу. Ну а Имам там, похоже, и умрет - идти ему некуда. Прощаясь, я спросил у коллег: грызут ли они плод своего труда?
- Ты хоть раз травился из-за семечек? - спросила Лида. - Не знал бы, что они тут на полу лежат и в них мужики купаются, ел бы по-прежнему. Лопать бутерброд с протухшей ветчиной опаснее. И вообще - я тут полгода работаю и ни разу никто не пожаловался.
Через несколько недель, сдав сессию, я отправился в Роспотребнадзор. Однако проверка не успела - контора съехала из арендуемого помещения. Видимо, я показался им неблагонадежным. Но чиновники пообещали: если коммерсант засветится в регионе, им займутся. А я для себя решил: покупать сей продукт буду у бабушек в деревнях - в виде цветков подсолнуха. Сам помою семечки, сам пожарю - так надежнее.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ
«Людям лень бороться за свои права»
У нас в стране мало покупателей, знающих законы и свои права, - говорит президент Краснодарской краевой ассоциации по защите прав потребителей Любовь Бахметова.
- Хотя на самом деле вернуть деньги за просроченный или некачественный товар просто. Оставьте претензию в жалобной книге. Укажите свои данные, телефон. В течение трех дней вам обязаны перезвонить и отчитаться, что сделали и когда вам приходить за деньгами. Если же ничего не изменилось, идите в Роспотребнадзор или к защитникам прав потребителей.
«Предпринимателей проверяем раз в три года»
- В Краснодарском крае более 70 предприятий, занимающихся выращиванием и переработкой семян подсолнечника, - сообщили нам в Роспотребнадзоре. - Но проверять их мы вправе не чаще чем раз в три года. Внепланово можем навестить, если поступила жалоба. Но за последнее время недовольство семечками высказали лишь раз - они были прогорклыми. Предпринимателю выписали постановление об административном правонарушении.