Олег Цупа требует переквалифицировать свою статью.
Предприниматель, гражданин Латвии Олег Цупа, которого гродненский суд приговорил к семи с половиной годам заключения якобы за разбойное нападение, почти месяц держит голодовку. Он потерял 14 килограмм веса. Олег уже не надеется на оправдание, но требует хотя бы переквалифицирования своей статьи.
В этом уголовном деле немало нестыковок и странных эпизодов. В 2001 году Олег Цупа приехал в Гродно купить автомобиль. Там он познакомился с местной жительницей Натальей Подмаско. Они вместе проводили время, после чего новая знакомая попросила Олега помочь ей с переездом, мол, поссорилась с сожителем и забирает вещи. Олег, как джентельмен, согласился. Они вместе с еще двумя знакомыми девушки приехали к дому, Подмаско спокойно открыла замок, пригласила их в квартиру и показала на собранные сумки, которые нужно было отнести в машину.
Олег Цупа вообще забыл бы об этой истории, если бы его не арестовали через целых 9 лет после этого случая и не обвинили бы в организации разбойного нападения. Оказалось, что девушка легкого поведения, используя случайных знакомых, обворовала чужую квартиру.
Евгения, супруга заключенного, рассказала в интервью charter97.org о подробностях сфабрикованного, по ее мнению, уголовного дела.
- Сегодня исполнилось ровно 2,5 года, как мой муж в тюрьме и 25 суток, как он держит голодовку. Олега осудили незаконно, но он уже не надеется, что его признают невиновным. Он требует переквалифицирования своей статьи с «разбойного нападения» на «кражу». Супруг борется за применение амнистий прошлых лет, 2002-2009 годов, т.к. его сами правоохранительные органы не искали и не имели к нему вопросов уголовно-процессуального характера. Если статью изменят на «кражу», то Олегу был бы назначен меньший срок отбывания наказания и уже к этому моменту он мог бы быть дома с семьей.
- Почему ваш муж не требует полного оправдания?
- Олег понимает, что прокуроры ни за что не признают, что они осудили его незаконно. А если мы добьемся изменения на «кражу», то его освободят. Олег говорит, «засудили – бог с вами, так хоть амнистируйте». Он предлагает прокурорам компромисс. Олегу не важно, что у него останется судимость, главное для него выйти на свободу. Если его амнистируют, он обещает не жаловаться на приговор.
- Что вы сейчас делаете, чтобы Олега освободили?
- Сейчас мы добиваемся, чтобы к нему приехал прокурор или какие-то его представители. Чтобы они договорились хоть как-нибудь. Наша цель это привлечь внимание к нашей ситуации. Подумайте – уголовное дело было возбуждено в 2001 году, а Олега арестовали в 2010-м! Получается, моего мужа разыскивали целых 9 лет. А Олег, который является гражданином Латвии, за это время дважды получал в Пинском ГОВД вид на жительство, 95 раз пересекал границу Беларуси и даже создал в нашей стране официальную фирму, с которой исправно платил налоги и оказывал людям услуги. Как тогда, в 2001 году была халатность, так и сейчас она остается.
Прокуратура отказывается освободить Олега по амнистиям 2002, 2004, 2005 и 2009 года, основываясь на том, что Олег Цупа был осужден только в 2010-м году. Хотя при этом прокуроры признают, что в деле была волокита и необоснованное приостановление предварительного расследования в отношении осужденного. То есть заключенный не виноват в том, что его «искали» целых 9 лет.
В этом деле есть и другие неточности.
По показаниям преступников, Олег Цупа и его «сообщник» Дмитрий Глущенко познакомились по объявлению в газете с Натальей Подмаско для проведения с ней досуга. Со слов Натальи, Олег Цупа якобы предложил ей необременительный бизнес – знакомиться с состоятельными мужчинами, уединяться с ними, подливать им в спиртное «клофелин» и воровать у одурманенных деньги. Наталья с предложенным вариантом якобы согласилась и вышла на «дело». Первый клиент быстро уснул и Наталья, оставляя открытой дверь в квартиру, почему-то едет еще к двум фигурантам этого дела Руслану и Елене Егоровым, у которых остановились Олег и Дмитрий, а не звонит «подельникам». Удивительно и то, что «сообщники» мирно наслаждались отдыхом, а не ждали рядом с домом, где происходило преступление.
По версии самой Натальи, мужчины вернулись вместе с ней в квартиру к потерпевшему для ограбления. А по показаниям мужчин, Наталья попросила их помочь перевезти вещи от сожителя, с которым у нее произошла ссора. Вещи были уже упакованы в сумки и стояли возле двери, что не вызвало никаких вопросов у Дмитрия, Олега и Руслана – поссорились люди, с кем не бывает.
Как оказалось и «орудие совершения преступления» в деле отсутствует. Ампула с «клофелином», которую якобы передал Наталье Олег, так и не была найдена. К тому же Наталья Подмаско постоянно путает объемы ампулы и материалы, из которых она была изготовлена.
Еще один пример уникальной памяти продемонстрировал спустя 8 лет потерпевший Минченко В.И. В зале суда он моментально узнал Олега Цупа. С одной стороны все логично и теоретически возможно, если бы не откровения самого потерпевшего. С его слов он видел «преступника» в 2001 году один раз, мельком, на выходе из ресторана, находясь в состоянии сильного алкогольного опьянения. Другими словами, человек, который был пьян настолько, что с трудом помнил как его зовут, спустя восемь лет обрел необычайную зрительную память.