Комитет британского парламента расследует деятельность Bell Pottinger Group.
Британский бизнесмен и его узбекский коллега имеют мало общего, но работают вместе. На самом деле, они - журналисты из Бюро журналистских исследований в Лондоне. Для подготовки материала они притворились потенциальными клиентами PR-компании, пишет британская газета Independent (перевод - charter97.org).
По «легенде», они работали в Azimov Group и представляли интересы узбекского правительства — диктаторского режима, известного убийствами, нарушением прав человека и использованием детского труда. Также они представляли интересы узбекской хлопковой индустрии, которая хотела пробиться на западные рынки.
Кто, как не британские лоббисты, смог бы им помочь в этом?
Представители Azimov Group «нуждались» в помощи высшего уровня для того, чтобы снять запреты, введенные Европейским Союзом против узбекской диктатуры. Было понятно, что перед теми, к кому они обращались, стояла серьезная задача — «отмыть» имидж брутального режима.
Им взялась помочь фирма Bell Pottinger, которой руководит лорд Тимоти Белл. Он предложил даже больше, чем то, что у него просили.
Эта информация, опубликованная в Independent ранее, пролила свет на механизмы международного лоббирования и отмывания денег. Было решено провести расследование работы Bell Pottinger Group и других компаний, замешанных в связях с сомнительными режимами.
Результаты исследования превзошли ожидания.
В политических кругах Bell Pottinger Group известна своими тесными связями с британскими консерваторами. Компания работала с рядом высокопоставленных членов партии и имеет хорошие контакты в высших эшелонах правительства страны. Во время встреч с руководством фирмы Тимоти Белл говорил об этих связях и о том, как их можно использовать для помощи тому же узбекскому режиму.
На двух тайных встречах в Лондоне представители Bell Pottinger Group дали понять подставным клиентам, что руководству Узбекистана не помешало бы провести определенные реформы, однако, их отсутствие не является непреодолимым барьером. При этом, в качестве аргументов приводилась работа компании с похожими режимами в Беларуси и Шри-Ланке и свободное перемещение ее руководства во властных коридорах.
Дэвид Уилсон, один из менеджеров Bell Pottinger говорил о том, что компания является наиболее мощной PR-организацией Британии. На вопрос о возможности организации встречи правителя Узбекистана с Дэвидом Кэмероном, премьер-министром Великобритании в обход Министерства иностранных дел, он сказал, что «этому можно поспособствовать».
Во время встречи он также сказал, что у компании есть механизмы для публикации нужных статей в Википедии и для манипуляций в поисковике Google. «Мы владеем всеми видами «темных искусств», - добавил Тим Коллинз, другой менеджер компании.
Уилсон тогда рассказал и о работе компании в Беларуси, власти которой широко известны своей политикой по нарушению прав человека
«Нас финансировал, скажем так, богатый благодетель, который имел ключевые интересы в Беларуси», - сказал он. Сам лорд Белл потом пытался опровергнуть его слова.
Расследование пролило свет на темную сторону работы лоббистов, в первую очередь на то, что они готовы предложить своим клиентам за закрытыми дверями.
В краткосрочной перспективе оно показывает, чем может обернуться искушение заключения подобных контрактов. Также расследование привело к обсуждению идеи о создании «реестра лоббистов». Он должен включать в себя не только перечисление потенциальных лоббистов, но и области политики и правительственные структуры, на которые они могут попытаться повлиять.
Недавно парламентский комитет, который расследует добытые журналистами сведения о Bell Pottinger, призвал политиков регистрировать все свои встречи с лоббистами, на которых обсуждаются интересы клиентов. Нынешние встречи за закрытыми дверями неприемлемы, уверены в комитете.
Предстоит еще долгий путь в этом направлении. Система лоббирования пока еще не реформирована.