История с полетом шведов над белорусской территорией, вероятно, реанимировала вопрос о поставке в Беларусь зенитных ракетных комплексов (ЗРК) системы С-300ПМУ1.
При этом очевидно, что Минск не сможет оплатить поставки современных российских вооружений, если не продаст что-нибудь из «фамильного серебра», пишут naviny.by.
Сделанное 12 июля заявление командующего белорусскими ВВС и войсками ПВО Дмитрия Пахмелкина о скорой поставке из России в Беларусь дополнительного количества комплексов зенитной ракетной системы (ЗРС) С-300ПМУ1 осталось без особого внимания аналитиков. И, надо думать, напрасно.
Напомним, что, находясь в Кыргызстане на заседании Координационного комитета по вопросам ПВО при Совете министров обороны стран СНГ, генерал Пахмелкин сообщил агентству «Интерфакс-АВН», что в соответствии с имеющимся соглашением Москва передаст Минску «восемь комплектов С-300ПМУ1».
По его словам, белорусская сторона уже получила четыре таких комплекта, «еще столько же предполагается получить в ближайшее время». При этом Пахмелкин счел нужным подчеркнуть, что «передача Беларуси систем С-300ПМУ1 производства концерна ПВО «Алмаз-Антей» осуществляется в рамках единой региональной российско-белорусской противовоздушной обороны».
Комментируя высказывание командующего белорусскими ВВС и войсками ПВО относительно уже полученных Беларусью четырех «комплектов» ЗРС, эксперты высказали предположение, что речь идет о поставленных в 2006 году четырех дивизионах (дивизионных комплексах). Только не С-300ПМУ1 (так обозначается экспортный вариант С-300ПМ), а предшествующей версии — С-300ПС.
Что, собственно, и подтверждается данными российского Центра анализа международной торговли оружием (ЦАМТО). В соответствии с ними, между Россией и Беларусью в 2005 и 2006 годах были заключены два контракта на поставку из запасов российских вооруженных сил четырех дивизионов (всего 48 пусковых установок) ЗРС С-300ПС. Оплата за ремонт и модернизацию осуществлялась по бартеру встречными поставками шасси МЗКТ-79221 для ракетных комплексов РС-12М1 «Тополь-М».
Первый контракт на поставку С-300ПС в Беларусь был подписан в середине сентября 2005 года в Минске, последний дивизион прибыл в страну 23 ноября 2006 года. Эти комплексы были приняты на вооружение 115-й зенитной ракетной бригады, по два дивизиона которой дислоцировались в Брестской и Гродненской областях. В конце 2010 года бригада была преобразована в 115-й и 1-й ракетные полки.
Отметим, что, судя по косвенным данным, ремонт и модернизацию этих С-300 завершили только в 2011 году. Хлопоты вполне объяснимы, ведь все переданные Беларуси ЗРК выпущены в 80-х годах.
20 апреля прошлого года министр обороны России Анатолий Сердюков по итогам совместной коллегии военных ведомств двух стран в Минске заявил, что предстоит «активизация работы по следующим поставкам Республике Беларусь зенитно-ракетных систем С-300». Было отмечено, что эти поставки пройдут в рамках укрепления единой региональной российско-белорусской системы ПВО.
На первый взгляд может показаться, что нынешнее заявление Пахмелкина и прошлогоднее высказывание Сердюкова взаимосвязаны: была обещана активизация — и вот, пожалуйста, через год с небольшим объявлено о скором поступлении С-300ПМУ1.
Но наводит на размышления то обстоятельство, что после прошлогоднего сообщения российского министра тема дополнительных поставок больше вообще не поднималась официальными лицами обеих стран. Вплоть до 12 июля нынешнего года. И вдруг — новое заявление.
Рискнем предположить, что вопрос о поставках дополнительных средств ПВО вновь был поставлен в повестку дня в связи с пресловутым «плюшевым десантом».
Дело в том, что ЗРС С-300ПМУ1, по сравнению с предшественниками, располагает расширенными возможностями по обнаружению и перехвату низколетящих целей с маленькой отражающей поверхностью. Конструкция радиолокационной станции подсвета и наведения и специализированного радиолокатора обнаружения маловысотных целей (НВО), входящих в состав ЗРК этой ЗРС, позволяет поднимать их антенные посты с помощью специальных вышек на высоту до 20 м.
Это, в свою очередь, дает возможность создавать сплошное радиолокационное поле на предельно малых высотах в условиях лесистой и холмистой местности и без ограничений вести стрельбу по крылатым ракетам и другим маловысотным целям. Кроме того, сам НВО 76Н6 имеет высокую степень защищенности от отражений земной поверхности. В результате С-300ПМУ-1 обладает возможностью поражения стратегических крылатых ракет, летящих на высотах от 10 м.
Вопрос лишь в том, где Россия возьмет ЗРС для поставки. «Последний комплекс С-300ПМ для российской армии был произведен где-то в 1994 году. С тех пор Россия производила эти комплексы только на экспорт, но сейчас прекращены и новые экспортные заказы на С-300». Это сообщил еще год назад сопредседатель вневедомственного экспертного совета по воздушно-космической обороне (ВКО) Игорь Ашурбейли (до 2011 года он десять лет возглавлял конструкторское бюро «Алмаз-Антей» — Naviny.by.).
Осуществить поставки за счет ЗРС, имеющихся в российской армии, вряд ли возможно ввиду их явного дефицита. С-300ПМУ1 поставлялся ей в 1993-1994 годах. Это был период кризиса российского ВПК, и выпуск ЗРС в то время исчислялся буквально единицами.
Более вероятен вариант поставок Беларуси ЗРС, некогда предназначавшихся Ирану. В 2007 году Москва и Тегеран подписали соглашение на поставку зенитных комплексов ЗРС С-300ПМУ-1. Поставка их регулярно задерживалась по техническим причинам, а в 2010 году после принятия резолюции ООН № 1929, ограничивающей поставки оружия Тегерану, и вовсе стала невозможной.
К сегодняшнему дню комплексы готовы, и вопрос в том, кто станет их получателем. Очень возможно, что Беларусь. Смущает лишь цена — 800 млн. долларов. Именно столько Россия запросила в свое время у Ирана.
Вероятно, союзнику полагается скидка. Но в любом случае Минску эту сделку не потянуть, если только не будет согласована неденежная форма оплаты. Например, ликвидным имуществом...