В центре Европы в 21 веке спецслужбы «выбивают» нужные показания с помощью пыток.
Возможно, глава Интерпола Рональд Ноубл считает, что ему стоит опасаться белоруски, чей сын был расстрелян после того, как его друг признался во взрыве в минском метро, который унес жизни 15 человек. Любовь Ковалева оспаривает его заявление в поддержку официальной версии теракта, сделанное ранее. Она утверждает, что белорусские спецслужбы провели показательный процесс на основе фальсифицированных доказательств, полученных в результате пыток, пишет британская газета The Independent (перевод - charter97.org).
Через несколько дней после взрыва Александр Лукашенко, которого обычно называют последним европейским диктатором, заявил по телевидению, что КГБ нашел организаторов теракта. Правитель сказал, что они столкнутся с самым жестким наказанием. Этими людьми были Владислав Ковалев, сын Любови Ковалевой, и Дмитрий Коновалов, его сосед.
Через месяц после теракта Ноубл провел пресс-конференцию в Минске, во время которой сравнил взрыв в Минске и нападение на лондонское метро 7 июля 2005 года. Он назвал Коновалова террористом и похвалил «высокий уровень профессионализма» белорусских спецслужб», которые «так быстро» расследовали дело.
Судебный процесс над двумя подозреваемыми начался четыре месяца спустя. Они были признаны виновными и в марте этого года расстреляны. Ноубл был обвинен представителями белорусской оппозиции в отказе от презумпции невиновности.
В Витебске, городе в трех часах езды от Минска журналист газеты встретился с Любовью Ковалевой. Невысокая, хрупкая женщина была сломлена горем. Она сказала, что за ней часто наблюдают сотрудники КГБ.
«Суд не имеет полных доказательств вины не только моего сына, но и Дмитрия Коновалова, кроме признания последнего, которое он дал под пытками, - сказала она в ответ на официальную версию событий. - Как видно из видеозаписи допросов, они были избиты до такой степени, что едва могли сидеть и говорить».
Активисты оппозиции как внутри Беларуси, так и за ее пределами, также заявляли о том, что подвергались пыткам в тюрьме КГБ в центре Минска. Это здание известно как «американка». Говорят, что оно было названо так потому, что построено по проекту чикагской тюрьмы 20 годов прошлого века. Среди людей, подвергнутых пыткам, — оппозиционеры Влад Кобец и Наталья Радина, кандидаты в президенты Андрей Санников и Алесь Михалевич, поэт Владимир Некляев и другие. Они рассказали, как в декабре 2010 года после спорных президентских выборов узников тюрьмы раздевали догола и, угрожая электрошокерами, заставляли стоять лицом к стене. На открытых окнах висели сосульки, температура на улице была около минус 20 градусов.
В рамках своего исследования журналист газеты зашел в морозильную камеру на складе в Северном Лондоне. Раздевшись, он смог простоять 40 секунд. Активистов оппозиции держали в таких условиях 40 минут.
В 2004 году Европейский парламент обвинил режим Лукашенко в исчезновении четырех политических соперников и поднял вопрос о возможности их убийства «эскадронами смерти». Расследование, проведенное BBC, показало, что было убито около 30 человек, включая также бандитов и других нежелательных элементов. Известны также случаи таинственных самоубийств оппонентов властей.
В случае со взрывом в Минском метрополитене, по словам Любови Ковалевой, у ее сына и его друга просто не было шансов на справедливое судебное разбирательство. «13 апреля в 9 утра по радио я услышала слова Лукашенко о том, что виновные уже арестованы и в их отношении будут применены самые жесткие меры наказания, - говорит она. - Он сказал, что мальчики были допрошены и в 5 утра уже во всем признались».
Рональд Ноубл, видимо, не знал о репутации КГБ, когда давал свои комментарии в поддержку действий спецслужб по расследованию этого дела в прошлом году.
«Я могу сказать всем гражданам Беларуси, что этот случай был решен так быстро из-за высокого профессионализма сотрудников милиции и должностных лиц в Министерстве внутренних дел и других министерствах», - сказал он.
По словам Любови Ковалевой, не только методы допросов в КГБ ставят под сомнение справедливость судебного разбирательства. Она также утверждает, что видеонаблюдение, на данные которого ссылается Ноубл, было отредактировано перед судом. «Специалисты из российской ФСБ обнаружили, что человек с сумкой в метро, которого зафиксировали камеры, отличается от Коновалова ростом и внешними характеристиками», - говорит она. Мать Владислава Ковалева уверена, что это разные люди. Также, по ее словам, суд не смог точно установить местонахождение сумки с взрывчаткой.
Более внимательный анализ показаний камер видеонаблюдения подтверждает эти сомнения. Сначала на кадрах виден человек с черной сумкой и белым знаком на ней, потом, через пять минут, знак уже отсутствует. В обвинении сказано, что Коновалов присутствовал в метро в момент теракта, но на его одежде нет следов взрыва. Также непонятно как он смог так быстро вернуться в свою квартиру — по данным следствия это заняло около 4 минут.
Наталья Коляда, один из основателей Свободного театра, которая также ранее была задержана спецслужбами, сейчас живет в изгнании в Лондоне. Она не только уверена в невиновности обоих казненных, но и считает, что бомба была взорвана спецслужбами.
«Это была бомба КГБ, - говорит она. - Нет фактов, подтверждающих что-то иное».
Рональд Ноубл не был доступен для комментариев вчера. Представители Интерпола уверены, что нарушений презумпции невиновности в этом деле не было и оспаривают данные, приведенные выше.
«Генеральный секретарь Интерпола Рональд Ноубл высоко оценил профессиональное проведение расследования и арест виновных в этом уголовном деле Дмитрия Коновалова и Владислава Ковалева», - говорится в заявлении организации.
Между тем, Любовь Ковалева говорит о том, что сотрудники спецслужб отказались сообщать ей о месте захоронения сына. «Они пытают меня до сих пор», - говорит она.