Критика иностранных банков со стороны государства приобрела в Беларуси регулярный характер.
Весной инобанки обвинялись в том, что они оказывают недопустимое давление на предприятия. Летняя порция критики была еще более изощренной — банки, принадлежащие иностранному капиталу, были практически приравнены к шпионам. Интернет-газета Naviny.by поинтересовалась у банкиров, почему, по их мнению, иностранные банки оказались в опале.
Надежда на поддержку Нацбанка
Из 32 банков, зарегистрированных в Беларуси, в 27 присутствует иностранный капитал. При этом в 15 банках доля иностранного капитала составляет более 50%, а в 9 банках — 100%.
Однако, уверены эксперты, президентская критика адресована в первую очередь российским банкам, присутствующим на белорусском рынке.
Упреки в адрес иностранных банков впервые в этом году прозвучали в апреле, когда Александр Лукашенко принимал с докладом премьер-министра Михаила Мясниковича. Тогда инобанки были обвинены в том, что оказывают «давление на предприятия, крупные предприятия». Из слов Лукашенко вытекало, что иностранные банки при выдаче кредитов ставят условие о переводе к себе всех расчетных счетов предприятий.
Правда, эксперты говорят о том, что практика, которая стала поводом для весенней критики, вполне нормальная и ничего в ней крамольного нет.
«Общая практика состоит в том, что банки оценивают свое сотрудничество с предприятием не по процентной ставке за пользование кредитом, а по полной доходности, которую они получают от клиента», — пояснил источник в банковских кругах.
Эксперт обратил внимание, что наличие расчетного счета предприятия позволяет банку получать комиссионный доход за счет проводимых операций. Кроме этого, существуют другие направления (скажем, зарплатные проекты) сотрудничества, которые могут быть выгодны для банка.
«Как следствие, у банка может быть ниже доходность по предоставленному кредиту, но совокупная доходность от клиента выше», — подчеркивает собеседник в банковских кругах.
Июльская критика инобанков, прозвучавшая на прошлой неделе, отличалась по своему содержанию от апрельских упреков Лукашенко. На этот раз речь шла о том, что «некоторые иностранные банки себя ведут просто как иностранные агенты в полном смысле этого слова».
«Финансовая документация очень многих компаний копируется и отправляется некоторым заказчикам», — подчеркнул Александр Лукашенко.
Примечательно, что обвинения эти прозвучали в тот момент, когда Беларусь ведет переговоры о рефинансировании кредита, выданного «Беларуськалию». Если финансовая документация производителя минеральных удобрений также «копировалась и отправлялась», то цель президентских обвинений может быть тривиальна — надавить на россиян, чтобы они приняли белорусские условия рефинансирования кредита.
Впрочем, существует в банковских кругах и другое объяснение того, почему иностранные банки стали причислять к шпионам.
Еще весной во время премьерского доклада перед Лукашенко были заявлено о необходимости провести «дополнительную работу» с коммерческими банками, чтобы предотвратить формы давления на предприятия, «которые могут рассматриваться в дальнейшем как некий рейдерский захват».
Возможно, июльские заявления о разглашении информации третьим лицам — это и есть продолжение борьбы со злыми силами, которые, обладая информацией о финансовом положении предприятий, пытаются осуществить их недобросовестное поглощение.
Сами же банки недоумевают по поводу происходящего и критики в свой адрес.
«Банки с иностранным капиталом сегодня реально финансируют белорусскую экономику. Да, возможно, иностранные банки более жестко оценивают потенциальных заемщиков, но это вполне объяснимо — любой кредитор заинтересован в сохранности своих средств. Оценивать же эту деятельность как рейдерский захват в корне неправильно», — заявил руководитель казначейства одного из ведущих банков.
К счастью, добавляет он, «в этом непростом споре» с руководством страны «мы видим поддержку Нацбанка».
Объекты для доения
Председатель правления Нацбанка Надежда Ермакова, реагируя на июльскую критику правителя, действительно постаралась стать на сторону инобанков и указала на важность деятельности, в частности, российских банков на белорусском рынке.
«Банки, которые пришли с иностранным капиталом, в основном российским, на нашем рынке работают, кредитуют экономику», — отметила Надежда Ермакова.
В свою очередь, Александр Лукашенко отметил, что ждет от банков большего. По мнению белорусского правителя, если иностранные банки пришли в белорусскую экономику, то «должны на нее работать, а не просто участвовать в интересных для себя проектах».
Комментируя президентское замечание, наблюдатели констатируют — иностранные банки по определению не могут выполнять те функции, которые по поручению государства выполняют госбанки.
«Если проекты не окупаемы, инобанки не берутся их кредитовать. У госбанков задача другая. Для них рентабельность и прибыльность стоят не на первом месте — им важно содействовать выполнению целевых показателей развития экономики», — говорит руководитель инвестиционного подразделения одного из комбанков.
Однако с точки зрения государства, судя по словам Лукашенко, и госбанки, и инобанки должны думать об одном и том же. О рентабельности банковского бизнеса государство не слишком заботится. Ну а тех, кто будет слишком эгоистичным, попробуют, вероятно, как обещал ранее Александр Лукашенко, «повернуть лицом к государству».
Финансовый аналитик Владимир Тарасов отмечает, что стремление поруководить банками свойственно белорусскому правителю.
«Лукашенко сейчас лично управляет финансовым сектором. Для него еще с 1990-х была свойственна критика банков. Они всегда рассматривались как объекты для доения», — напоминает Тарасов.