В Беларуси продолжается неравный бой с алкогольным змием.
Милиция и медики предлагают новые инициативы, торговля, тяжело вздыхая, идет на уступки.
А есть ли эффект от запретительных мер? В Партизанском районе Минска с начала лета идет эксперимент по временному запрету продажи крепленых плодово-ягодных вин и плодовых винных напитков. У первого заместителя главы администрации Петра Шпаковского onliner.by спросил о первых результатах и дальнейших антиалкогольных планах.
— Тут есть нюансы. Партизанский — это один из девяти районов Минска. А город — единое целое. Если у нас будет постоянный запрет на продажу вина, могут возникнуть юридические вопросы,— отметил он. — Минюст уже запрашивал наши решения, будет давать правовую оценку. Результаты? По мнению милиции, обстановка стала лучше немного. Но ведь мы живем в городе. Допустим, работники тракторного завода вышли с работы, посмотрели, что не продается, и поехали к себе в Серебрянку или во Фрунзенский район, там купят, что нужно. Все очень непросто.
— Так может, стоит ввести запрет в целом по городу?
— Мэр города говорил: закончится эксперимент, посмотрим, насколько уместно принимать такие решения на уровне города. Вопрос не простой: что делать тогда производителям? Там тоже наши граждане работают, мощности какие-то есть. Если мы запрещаем, то предприятия закрывать надо. Надо и такую ситуацию прочувствовать: в горбачевские времена, помните, боролись с алкоголизмом. И тогда начали употреблять другое, жидкости разные. Такого нельзя допустить.
Замглавы администрации задается вопросом: если плодово-ягодные вина в самом деле вредны, то почему у нас их разрешают производить?
— Можно и нашу водку белорусскую запретить, сказать, что только импортная хорошая. Должно быть, наверное, какое-то заключение Минздрава, на основании которого можно ввести запрет. А так это напоминает дискуссию о том, что «Кока-Кола» или «Пепси-Кола» — отрава. Но люди во всем мире ее пьют, никто им не запрещает.
— Торговля в районе терпит убытки?
— Некоторые руководители торговых объектов говорят, что у них серьезно снизился товарооборот. А в магазинах тоже сотрудники работают, хотят достойную зарплату получать. Поэтому финансовое положение торговых объектов надо учитывать при таких решениях.
Петр Шпаковский поделился своим человеческим, а не чиновничьим видением проблемы.
— В Стокгольме, я читал в газете, есть питейное заведение на 3000 мест. Там охрана, туристы туда приходят посидеть. А сколько у нас таких объектов? Куда пойти бригаде токарей-фрезеровщиков после работы? Везде дорого. У нас все это тоже должно появляться, чтобы говорить о какой-то культуре пития.