Давление на «уродливую» белорусскую диктатуру должно быть усилено.
Об этом заявил в интервью «Радыё Свабода» директор Фонда для демократии в Беларуси Немецкого Фонда Маршалла Йорг Форбриг.
- Почему, по вашему мнению, белорусские власти выслали шведского посла?
- Стефан Эрикссон был очень известным дипломатом. Он представляет страну, которая является принципиальным критиком режима Лукашенко. Он имеет отличную репутацию и отношения в демократическом гражданском обществе. И он говорит по-белорусски наверняка лучше, чем кто-либо в белорусском руководстве. Из-за всего этого он уже давно был проблемой для белорусских властей. Сначала они нацелились на него прошлой осенью, когда белорусские медиа обвинили шведское посольство в таинственной утечке информации, в результате которой была опубликована внутренняя переписка Евросоюза. А недавний пиар- ход шведской команды, которая пролетела над Беларусью и сбросила медвежат с призывами к свободе слова - это просто грандиозный позор для широко разрекламированной Россией системы белорусской воздушной обороны - наконец дал Минску повод, чтобы отправить неугодного посла домой в Стокгольм.
- Как вы думаете, другие послы стран ЕС также оставят Беларусь в знак солидарности?
- Как и тогда, когда послы Польши и ЕС были высланы белорусскими властями, адекватным ответом со стороны ЕС было бы отозвать всех своих послов (это будет уже второй подобный инцидент в течение очень короткого срока) и отправить для консультаций в Минск всех белорусских послов в странах ЕС. Нормальное дипломатическое представительство должно быть восстановлено только тогда, когда Стефан Эрикссон вновь получит свои верительные грамоты в качестве посла Швеции в Минске. В ином случае страны ЕС фактически дают белорусским властям право вето на выбор своих послов, что является недопустимым актом вмешательства.
Тем не менее белорусские власти прекрасно приурочили эту высылку к пику летних каникул в Евросоюзе. Посмотрим, насколько европейские политики способны к подобной дипломатической мобилизации в сезон низкой политической активности.
- Будут расширены экономические санкции ЕС против белорусского режима?
- Ряд представителей ЕС в течение последних месяцев заявили, что дальнейшее расширение политических и экономических санкций против режима Лукашенко не в повестке дня. Высылка Стефана Эрикссона - это еще один аргумент (наряду с 14 политзаключенными, которые до сих пор находятся за решеткой, недавними арестами активистов экологического движения и до сих пор не до конца демократической процедурой проведения парламентских выборов) для того, чтобы ЕС осенью усилил свое давление на белорусские власти.
Со дня на день растет список враждебных шагов, которые совершают белорусские власти против собственного народа, против тех, кто стремится к демократическим преобразованиям в Беларуси и тех, кто выступает за демократическую и европейскую Беларусь на международной арене. Это недопустимо. И единственный адекватный способ доказать это тем, кто ответственен за такие решения в Минске, - усилить давление. Все попытки изменить ситуацию через сотрудничество закончились поражением. За последние полтора года ЕС нащупал верный путь в этом направлении, но он должен пойти еще дальше, особенно концентрируясь на тех предприятиях, которые резко увеличили экспорт в ЕС, что только подкрепляет эту уродливую диктатуру.
- Как ситуация этого конфликта повлияет на программу «Диалог для модернизации»?
- Эта инициатива комиссара ЕС Штефана Фюле является необходимым элементом европейской поддержки тех, кто жаждет перемен и может помочь подготовить идеи, программы и людей до того момента, когда реформы могут быть реализованы. Сама эта инициатива не может привести к изменениям. Поражение всех попыток ЕС подтолкнуть власти к определенной либерализации наглядно продемонстрировало, что изменения возможны только в одном случае: если уйдет Лукашенко и его подельники.
Главная цель, таким образом, это не модернизация, но полноценная смена режима в Беларуси. Это требует большей твердости, в том числе и со стороны ЕС, чем закулисные переговоры с Минском, которые заканчиваются незначительными и косметическими уступками со стороны белорусских властей. Это требует всеобъемлющей стратегии.