Организованная преступность существует, никуда она не делась и в любой момент способна выйти из подполья.
Убийство в Минске бывшего члена грузинского парламента Бондо Шаликиани может быть связано с его бизнес-деятельностью. Такое предположение высказал бывший член парламента Грузии Валерий Гелбахиани. Однако нет сомнений, что белорусскому следствию придется отработать и другие версии, напрямую связанные с личностью застреленного.
По сведениям naviny.by, 45-летний Бондо Шаликиани жил в Минске не менее полугода. Чем он занимался все это время, пока неизвестно. Однако прошлое и родственные связи грузина с российским паспортом, помимо версии о заказном убийстве на почве бизнеса, должны дать следствию повод не исключать политическую и «воровскую» подоплеку его смерти.
До грузинской «революции роз», в результате которой к власти пришел Михаил Саакашвили, Шаликиани был депутатом парламента и довольно влиятельным в Западной Грузии (самый крупный город — Кутаиси), бизнесменом, контролировавшим сферу нефтепродуктов. Новая власть обвиняла экс-депутата в тесных связях с криминальным миром, которому Саакашвили объявил настоящую войну. В 2004 году Шаликиани вынужден был покинуть родину, нашел прибежище в Москве, откуда, как оппозиционный политик, грозил обнародовать некий компромат на президента Саакашвили.
В настоящее время в Грузии идет кампания по выборам депутатов. Не за горами и президентские выборы. Врагов же у Саакашвили на политическом поле, как внутри, так и за пределами страны, предостаточно, и настроен он против них воинственно. Однако следует признать, что версия о политическом характере убийства Бондо Шаликиани откровенно слабая.
В то же время, если предположить, что грузин в Минске прятался от своих конфликтных политических либо бизнес-конкурентов, то его, что называется, нашли, а место исполнения заказа киллером никакой роли не играет. Беларусь в таком случае выступила случайной ареной чужих разборок. Самый же худший вариант для наших правоохранителей — если грузин в белорусских краях был эмиссаром и решал какие-то криминальные дела.
По данным российских журналистов-криминалистов, Бондо Шаликиани нет в списках лидеров преступного мира, к касте воров в законе он не принадлежит, но связи в этих кругах имеет. На родине его называют родственником Тариэла Ониани — вора в законе по прозвищу Таро.
Самые мощные воровские кланы на постсоветском пространстве имеют грузинские корни. В настоящее время наиболее влиятельными считаются группировки «тбилисских» и «кутаисских» воров в законе, которые в последние годы находятся в состоянии войны. Лидером первой считается 75-летний вор в законе Аслан Усоян (Дед Хасан), на которого осенью 2010 года было совершено покушение в Москве. Лидером кутаисцев долгое время являлся давний враг Усояна 52-летний Тариел Ониани (Таро), отбывающий в России 10-летний срок за похищение бизнесмена и вымогательство у него денег. Дед Хасан — приверженец старых воровских традиций, собрал под своим крылом интернационал криминального мира, в который входят представители славян. Таро больше делает ставку на своих земляков.
Известно, что в клан Усояна входит белорусский криминальный авторитет Александр Кушнеров, он же Саша Кушнер. Дед Хасан «короновал» его в воры в законе в мае 2011-го и, по слухам, назначил смотрящим за Беларусью. Правда, из России Кушнера выслали, а на родине его ожидает очередной срок.
Как сообщают российские СМИ, помимо того, что кланы «тбилисских» и «кутаисских» воров в законе враждуют между собой и проливают кровь за влияние в интересующих их сферах — строительство, нефтебизнес, наркотрафик и пр., против них свою войну ведут борцы с организованной преступностью. Действия на этом фронте стали активизироваться после того как криминал провел большую сходку и сделал заявку на воровской контроль строительства олимпийских объектов в Сочи.
Беларусь как минимум десяток лет не слышала о криминальных разборках с кровью. На официальном уровне не раз заявлялось, что у нас практически покончено с организованной преступностью. Что касается воров в законе, то иных уж нет, а те — далече. Но это не значит, что история не может вернуться на круги своя. Некогда считалось, что в СССР с ворами в законе окончательно разобрались в начале 60-х прошлого века. А они просто ждали своего времени.
Белорусские борцы с оргпреступностью воздерживаются от комментариев под диктофон, но в неофициальных беседах признают, что организованная преступность существует, никуда она не делась и в любой момент способна выйти из подполья. Не обязательно, что у новоявленного криминала будут белорусские паспорта. По словам собеседников, локальный национальный криминал уже превратился в международный. Свидетельствует об этом, прежде всего, наркобизнес, для которого государственные границы ровным счетом ничего не значат.
Интересные же сферы в Беларуси для криминала с грузинским акцентом имеются: строительство спортивных объектов к чемпионату мира по хоккею, АЭС, приватизация предприятий и т.п. Не ими ли интересовался бизнесмен и родственник вора в законе Таро Бондо Шаликиани?
В любом случае, его смерть не похожа на рядовую разборку на почве личной неприязни. Вот только чужих криминальных войн нам и не хватало.