В современных белорусских условиях интернет - не только основной источник независимой информации.
Руководитель партии Белорусской христианской демократии Виталий Рымашевский пишет в блоге на «Радыё Свабода»:
На этой неделе начались милицейские рейды по участникам бойкотных пикетов.
Основная и единственная (!) пока претензия милиции - сбор подписей в поддержку политзаключенных. Оказалось, что это больше раздражает власти, чем агитация за бойкот. И не зря, так как минчане активно ставили подписи в поддержку, интересовались судьбой заключенных. Те, кто поставил подпись, явно делились на две примерно одинаковые по численности группы - первые не знали о заключенных почти ничего, другие сразу ставили подпись и им не надо было ничего объяснять, потому что сами все знали.
Не секрет, что количество демократических активистов в Беларуси не очень большое, качество работы демократического сообщества с населением оставляет желать лучшего.
Откуда же тогда такая опытность и заангажированность минчан? (Стоит напомнить, НИСЭПИ зафиксировал цифру - около 20% населения причисляют себя к оппозиции действующей власти.)
В разговорах с подписчиками решил спрашивать, откуда они знают про политическую жизнь. Обычный ответ - из интернета. Чаще всего приходилось слышать название сайта «Хартия-97». Приведу наиболее яркий пример.
Пикет возле крупного минского строительного магазина. Молодая пара подошла к пикету поставить подпись. Начинаю рассказывать о политзаключенных - говорят: «Мы сами все знаем, безусловно, поддержим». При разговоре выясняется, что знают не только кандидатов в президенты 2010 года, но и Андрея Климова, других политиков. При этом, судя по новому «Вольво», на котором к магазину подъехала эта пара, - явно не оппозиционные активисты. Но все же решил уточнить. Спрашиваю: «Вы такие знающие, потому что члены какой-нибудь оппозиционной организации?» - «Нет. Мы читаем интернет, были на Площади в 2010-м. Чудом не попали в автозак. Мы обо всем знаем, потому что читаем «Хартию-97»...
В современных белорусских условиях интернет - не только основной источник независимой информации. Интернет-активность - одна из немногих возможных форм для объединения людей, организации совместных действий, возникновения гражданского общества Беларуси. Очевидно: это сообщество даст новый мощный импульс демократических преобразований в Беларуси. Из этой общности вырастает новое белорусское демократическое движение.
Между этими людьми и старым политическим и общественным демсообществом есть одно существенное, принципиальное отличие: эти люди не зависят не только от властей, но также от западных доноров. Они не станут делать то и то во время кампании только потому, что такие условия выставляют инвесторы. И это настоящее продолжение белорусской независимой политики. Недаром старые демократические организации и их лидеры все более нервно реагируют на белорусское интернет-сообщество. Видимо, старое подсознательно воспринимает все новое как нежелательного конкурента...
Социологи регулярно исследуют рейтинги политиков. Интересно было бы провести аналогичное социологическое исследование на тему: «Каким СМИ наиболее доверяют белорусы?» После встреч с минчанами - для меня ответ на этот вопрос очевиден.