После того, как в начале 2000-х власти взялись за торговцев оружием, только одно предприятие смогло продолжить работу - "Белтехэкспорт" Владимира Пефтиева.
Кто-то из владельцев оружейного бизнеса загадочно погиб, кого-то посадили...
За решетку на большой срок отправили и экс-торговца оружием Александра Андрона, который возглавлял "Белвнешпромсервис". А недавно стало известно, что бывший бизнесмен освободился, пишет "Наша Ніва".
Не досидел...
Александр Андрон являлся генеральным директором «Белвнешпромсервис» - предприятия, которое продавало оружие, занималось ремонтом и модернизацией военной техники. Его задержали осенью 2003.
Обвинили в получении взятки; хищении путем злоупотребления служебными полномочиями в особо крупных размерах; нарушении тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных или иных сообщений; подделке и изготовлении или сбыте поддельных документов, печатей, бланков; незаконных действиях в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; мошенничестве, совершенном организованной группой.
Суд закончился только в мае 2005. Андрон получил 10 лет тюрьмы с конфискацией имущества и запретом на пять лет заниматься предпринимательской деятельностью.
За что же арестовали некогда одного из самых богатых людей страны? В 2000-2003 гендиректор "Белвнешпромсервис" с партнером купил учредительные документы нескольких зарубежных фирм и открыл счета в латвийских банках. И с этими фирмами начали заключать договоры от имени "Белвнешпромсервис". В результате по договорам поставок и процентах займов Александр Андрон с товарищем получил около 5 миллионов долларов. И сделки эти были не совсем чистые, коль ими заинтересовались правоохранительные органы. Кроме этого, гендиректор со своим подчиненным присвоил деньги предприятия на командировки - около 7 тысяч долларов. Последняя сумма выглядит смешной в сравнении с миллионными доходами.
Осудили и подельников гендиректора. Его товарищ получил 2 года лишения свободы, подчиненный - 2,5 года "химии".
Также Андрона обвинили в том, что он вел прослушку иранских бизнесменов, с которыми в Беларуси проводились переговоры. И он якобы в этой части вину признал. В остальном же - отрицал.
После многомесячной переписки с Министерством внутренних дел удалось-таки выяснить судьбу экс-бизнесмена. Редакция получила факс за подписью первого заместителя начальника Департамента исполнения наказаний МВД Сергея Праценко. В нем сказано, что "в настоящее время Александр Борисович Андрон в учреждениях уголовно-исполнительной системы не содержится". Первоначально же его освобождение ожидалось лишь в 2013 году.
Впрочем, кто может поручиться, что он вообще сидел. Были похожие случаи Тамары Винниковой, Галины Журавковой. Или, например, ближайшее по времени дело владельца ТЦ "Ждановичи" Евгения Шигалова.
Где искать Андрона?
Александр Андрон - для интернета личность загадочная. Найти какие-то упоминания о нем - практически невозможно.
В Вилейке, где какое-то время он жил, Андрон построил себе дом. Четырехэтажный кирпичный коттедж возник в центре города.
Рядом находилась в основном одноэтажная застройка. Поэтому такой дворец торговца оружием выделялся на общем фоне.
К кому ни обращался корреспондент из вилейчуков, никто не смог вспомнить, успел ли заселиться туда бизнесмен. Какое-то время дом стоял пустым, пока туда не переселили Вилейский военкомат. Сегодня, правда, верхние этажи отданы под жилье. Может, вернулся бывший хозяин? Журналисты набрали номер (в некоторых телефонных базах по-прежнему владельцем здания числится Андрон А.Б.). Но, как и ожидалось, женский голос сообщил, что это не его квартира. Впоследствии выяснилось, что это служебное жилье, в котором живет семья милиционера.
В Минске, правда, несколько квартир зарегистрированы на однофамильцев экс-бизнесмена. Журналисты позвонили по каждому и попросили Александра Борисовича. К сожалению, ни по одному из адресов, куда удалось дозвониться, человека с таким именем не оказалось...
Справка. "Белвнешпромсервис" - государственное экспортно-импортное предприятие, которое предлагает услуги по разработке, производству, модернизации, ремонту, реализации вооружения, военной техники, военно-технического имущества, их комплектующих, специального технологического оборудования и материалов.