Суряпина с Башаримовым освобождали явно в срочном порядке.
Пока весь мир ужасался приговору девочкам из Pussy Riot, на сайте белорусского КГБ появилось сообщение об освобождении под подписку о невыезде студента журфака Антона Суряпина и риелтора Сергея Башаримова, обвиняемых в пособничестве незаконному пересечению границы Беларуси шведскими пилотами.
Антона Суряпина сотрудники КГБ отвезли домой в Слуцк — по условиям подписки о невыезде, он не должен покидать город до окончания следствия. Башаримову проще: он минчанин. Оба обвиняемых кроме подписки о невыезде давали еще и подписку о неразглашении тайны следствия. Антон только успел сказать журналистам, что о существовании Башаримова узнал из телевизионных новостей.
В официальном сообщении, опубликованном на сайте КГБ, говорится: «Сергей Башаримов и Антон Суряпин остаются в статусе обвиняемых, поскольку необходимые следственные действия, в том числе проведение очной ставки, не проведены в связи с отказом подданных Швеции явиться в следственное управление».
Сергей Башаримов был арестован 6 июля — через два дня после пролета над Беларусью шведского самолета. Он в мае сдавал квартиру шведским гражданам. Антона арестовали 13 июля, после того как он разместил на своем сайте фотографии плюшевых мишек, сброшенных с самолета. 16 и 23 июля им были предъявлены обвинения.
Теперь можно с почти стопроцентной уверенностью утверждать, что больше ребята не сядут в тюрьму. Их просто взяли в заложники, надеясь выманить шведов в Беларусь «на живца»: вот, мол, из-за вас невиновные люди томятся в застенках. А теперь, когда шведы категорически отказались ехать в Беларусь для «проведения следственных действий», вместо этого пригласив Александра Лукашенко приехать к ним, удерживать фотографа и риелтора стало бессмысленно. Вопрос в другом: осознанным или не осознанным было решение освободить их именно после приговора Толоконниковой, Алехиной и Самуцевич?
Похоже, все-таки осознанным. Их освободили вечером, спустя несколько часов после вынесения приговора. Обратите внимание: пятница, вечер, конец рабочего дня давно наступил, и пришло блаженное время выходных. Мера пресечения для обоих уже давно была избрана... Вполне могли бы посидеть до понедельника. Тем не менее Суряпина с Башаримовым освобождали явно в срочном порядке.
Таким нехитрым образом Лукашенко вполне изящно подложил свинью Путину — вернее, подложил плюшевого медведя, в Беларуси это новая единица измерения. Раньше все отмечали тенденцию приближения российского тоталитаризма к белорусской модели и семимильные шаги, которыми Путин догоняет Лукашенко. Западные чиновники делали заявления, в которых объединяли дела Pussy Riot и плюшевых мишек и называли оба дела «опасным трендом». Теперь они спокойно могут заявлять, что Путин догнал и перегнал, Россия ушла еще дальше в глухое средневековье, чем Беларусь, а о Лукашенко заговорят как о человеке, с которым все-таки можно вести диалог.
Ирина Халип, «Новая газета»