Беларусь расторгает договор с кипрской компанией Renaissance Investments Limited о представлении интересов государства по вопросам привлечения инвестиций.
Полномочия инвестиционного агента были предоставлены кипрской компании правительственным постановлением от 5 октября 2010 года, пишет «Завтра твоей страны».
C помощью этого инвестагента планировали привлечь инвестиции в предприятия легкой, химической и нефтехимической промышленности. Но почти за два года работы в Беларуси кипрской компани не удалось реализовать ни одного проекта, что и стало причиной закрытия офиса. Почему у белорусских властей не складываются отношения не только с инвесторами, но и с их посредниками?
Экономист Лев Марголин отмечает, что у кипрской компании была задача найти инвесторов, разместить при случае ценные бумаги, то есть, оказать посреднические услуги.
-- Нашим властям кажется, что если они найдут классную компанию, которая занимается этими делами, то она уж обязательно приведет инвесторов. А проблема в следующем: чтобы продать товар, прежде всего, нужно, чтобы этот товар был надлежащего качества. Инвестиционные возможности Беларуси – товар, на который сейчас очень сложно найти покупателя. Поэтому заключаются договоры то с одной, то с другой компанией, но через какое-то время выясняется, что им ничего не удалось сделать, и эти договора расторгаются, -- утверждает эксперт.
По мнению Льва Марголина, в Беларуси нет нормальных условий для привлечения инвесторов.
- Нет законодательной стабильности, нет реальной независимости судебной власти, к которой можно было бы апеллировать в случае чего. Декреты президента имеют силу выше, чем законы. Инвесторы, которые в общем-то всегда нарасхват, сейчас во время кризиса вообще на вес золота. Все страны пытаются привлечь капиталы из-за рубежа, а инвесторы в такие времена становятся очень осторожными. Инвестировать в Беларусь можно только в том случае, если тебя здесь ожидает 300% прибыли, а таких проектов сейчас особо не просматривается. Так что не оправдал ожиданий и кипрский консультант, который должен был решать эти вопросы. Но я думаю, что должных выводов из этого власти не сделают.
Найдут еще какого-нибудь посредника, пообещают ему больший процент, чтобы он ухватился за эту идею. Тот тоже подергается и откажется. Менять надо климат, - подчеркивает экономист.
Директор по исследованиям Либерального клуба Евгений Прейгерман считает, что даже самый ушлый посредник не сможет заманить в Беларусь серьезных инвесторов, пока в стране не произойдет ряд изменений.
Никакой серьезный инвестор не пойдет в страну, где существуют серьезные политические риски. Вторая проблема – макроэкономическая стабильность. Оманский инвестор, который должен был делать застройку в центре Минска в районе улиц Богдановича и Купалы, вынужден был уйти после прошлогоднего макроэкономического кризиса и, в частности, девальвации. Они пересчитали свою проектную прибыль и поняли, что нет никакого смысла продолжать этот проект. И третий фактор – законодательная непредсказуемость. Законы у нас меняется чаще, чем погода. К тому же, у нас любят принять закон с обратной силой действия. Например, в январе были приняты поправки по экологическому налогу.
Бизнесмены утром проснулись и увидели, что им нужно заплатить налог за уже прошедшие полгода, хотя такого закона раньше не было. Пока эти проблемы не будут решены, не стоит ожидать, что в Беларусь пойдут нормальнее инвестиции. Можно привлечь какие-то разовые инвестиции, договориться с каким-нибудь шейхом или президентом страны, но на поточные хорошие инвестиции рассчитывать нечего, -- отмечает Евгений Прейгерман.