Известный режиссер Юрий Хащеватский зарегистрирован кандидатом в «депутаты», но на «выборы» идти не собирается.
В связи с этим он ответил на вопросы сайта charter97.org.
- Что вы планируете делать 23-го сентября?
- Я планирую сидеть дома на диване. Подождите, сейчас я посмотрю в календаре, что это за день. Да, 23-го сентября я буду сидеть дома, отдыхать, общаться с друзьями.
- Так на «выборы» вы не пойдете?
- Ни в коем случае. Я буду призывать бойкотировать эти «выборы». За неделю до «выборов» я сниму свою кандидатуру. Сейчас я иду как спикер от ОГП, чтобы призывать людей не ходить на «выборы», что я сделаю сам в первую очередь.
- Вы как кинорежиссер к какому жанру могли бы отнести эти «выборы»?
- Я думаю, что это жанр про фальсификаторов, про проходимцев, про мошенников. Это история Генри Филдинга «Том Джонс-найденыш». Авантюризм, в этом случае - авантюризм власти, которая нам очень дорого стоит. Это трагикомедия, потому что используемые ухищрения нашей власти очень невежественные, и они очевидны. Даже в школе дети и то умеют обманывать более правдоподобно. А тут обман и обман. С этой точки зрения это комедия. А с точки зрения будущего белорусского государства - это трагедия, потому что если так будет продолжаться, мы страну потеряем.
- Вам известны многочисленные факты фальсификаций. Лягут ли они в сюжет нового фильма о «парламентских выборах»?
- Понимаете, это будет старый фильм, один и тот же фильм. Такой же, как был в 2006 году («Площадь»), такой же я сделал в 2010 («Обыкновенные выборы»), такой же можно сделать и в 2012-м. Все повторяется.
- Вы ничего нового от этих «выборов» не ждете?
- Арсенал их приемов уже исчерпан. Осталось только объявить Лукашенко царем, а его семью династией. И сказать, что это помазанник божий. Но поскольку он православный атеист, значит, это помазанник православного атеизма. И на этом закрыть тему.
- Как вы себя чувствуете в качестве кандидата в «депутаты»?
- Нормально, потому что у меня есть возможность обратиться к людям. Поскольку, когда мы говорим бойкот, мы должны иметь в виду следующее. Мы (это я имею в виду людей, которые хотят активно призывать к бойкоту) чего хотим? Мы сами хотим бойкотировать? Или мы хотим, чтобы наше общество, наши избиратели как можно в большем количестве бойкотировали? Я хочу второго варианта. Я как гражданин сам никогда на эти «выборы» не пойду, но поскольку я считаю, что бойкот должен стать всенародным, то я иду для того, чтобы обратиться к людям. Я имею возможность обратиться один раз через телевидение и один раз через радио. Есть еще дебаты, если осмелятся их проводить. Я написал заявление, что хочу участвовать в дебатах, посмотрим, что получится. Сейчас занимаюсь активной деятельностью, направленной на организацию национального бойкота, и я знаю, что я прав.
- Не боитесь ли вы давления на себя и своих родных со стороны власти?
- Только сумасшедший может вам сказать, что он ничего не боится. Конечно, все боятся. Но мне уже поздно бояться. Мне скоро 65. Есть минутный страх, волнение, понимание, что эти люди ни перед чем не остановятся. Но есть же страх за будущее. В этой стране должны жить и мои дети, и мои внуки, и дети моих внуков. Эта страна должна как можно скорее стать на путь нормального развития. А для этого прежде всего нужны нормальные выборы. И это должно понять общество. Многие люди говорят: «Что дадут нормальные выборы? Придут другие, все равно обманут. Наверняка обманут!» Так вы в следующий раз сможете выбрать других. Вот как в Украине. И следующие начнут думать: «Надо ли так поступать, нужно ли обманывать?» Но если у вас будет возможность их переизбрать, отозвать, будет возможность объявлять импичмент, тогда со временем у нас появится разумная, гуманная власть, которая будет думать не о том, как набить карманы, но и о нации, об обществе, о каждом человеке.