Молчаливого осуждения последнего диктатора Европы уже недостаточно.
Последний дипломатический скандал между Минском и Стокгольмом, который привел к закрытию двух посольств и экстренной встрече европейских чиновников, означает, что Великобритания не может оставиться в стороне от того, что происходит в Беларуси, пишет общественный активист Джек Бартон в британском еженедельном журнале The New Statesman (перевод - charter97.org).
Стоит напомнить цепь событий, который привели к росту напряженности. Александр Лукашенко правит Беларусью уже 18 лет, с 1994 года. Его обвиняют в фальсификации выборов и использовании методов работы советского КГБ, в том числе арестов и пыток в отношении оппозиционеров, правозащитников и журналистов.
4 июля 2012 года представители шведского PR-агентства влетели на самолете в белорусское воздушное пространство и сбросили над страной 800 плюшевых медвежат в лозунгами в поддержку свободы слова. Лукашенко ответил на это арестом двух белорусов — студента, который разместил фотографии игрушек в интернете, и риелтора, который якобы собирался сдать квартиру шведам, но так и не сделал этого.
Это вызвало протесты правозащитников в Европе, которые проводили акции протеста и солидарности для того, чтобы обратить внимание на абсурдность ситуации. Лукашенко, превратив акцию шведов в угрозу национальной безопасности, уволил двух генералов — руководителей ПВО и погранкомитета. Это привлекло еще большее внимание к событию, и он пошел на изгнание сотрудников шведского посольства из Минска. Итогом рекламной акции стала угроза разрыва дипломатических отношений между Швецией и Беларусью.
(Стоит отметить, что Лукашенко отрицает связь между акцией шведских пилотов и закрытием посольства, однако он точно также не призанвал несколько недель сам факт полета.)
Европейский Союз осудил действия Лукашенко и решил рассмотреть вопрос о расширении санкций против него в октябре.
Отношение правительства Великобритании к белорусскому правителю, как правило, ограничивается молчаливым осуждением. В прошлом Министерство иностранных дел выступало против него только в ответ на жесткие действия. Наиболее примечательной реакцией после закрытия посольства был твит Уильяма Хейга шведскому министру иностранных дел Карлу Бильдту о том, что Швеция может гордиться своими достижениями в области защиты прав человека в Беларуси.
По существу, позиция Великобритании заключалась во «втягивании» Лукашенко в ЕС. Но этого недостаточно.
Затягивание дипломатического скандала частично было обусловлено стечением обстоятельств, однако вряд ли ситуация в ближайшее время изменится.
В Беларуси в сентябре пройдут «парламентские выборы», и нет оснований считать, что их проведение будет отличаться от других избирательных кампаний в стране. В 2010 году, после жестокого разгона протестов против фальсификаций, сотни активистов оппозиции были брошены в тюрьмы. Вряд ли сейчас что-то изменится. В следующем месяце Лукашенко, скорее всего подтвердит свое звание парии европейской политики.
Оставаясь в стороне от оценки ситуации в Беларуси в целом, Великобритания заработала недовольство белорусского правителя, поддержав запрет визовый запрет ЕС и лишив его возможности наблюдать за выступлением своей команды на Олимпийских играх в Лондоне. Лукашенко зарекомендовал себя в качестве вспыльчивого и непредсказуемого политка. События, которые пройдут в следующем месяце в очередной раз вынесут белорусскую тему на передний план европейской политики. Маловероятно, что британское правительство сможет оставаться в стороне.
Возможно, в ближайшее время мы увидим пусть небольшие, но реальные шаги нашего правительства в поддержку демократии и прав человека в Беларуси.