ЕС надоело накануне каждых «выборов» слушать одну и ту же пластинку: сначала насчет возможных демократических выборов, а потом — о железном кулаке правителя.
Глава комитета по иностранным делам сейма Литвы Эмануэлис Зингерис рассказал "Еврорадио", в чем урок для Литвы от "дела Пефтиева" и почему ЕС не похож на черепаху.
- Как вы восприняли новость о том, что Вильнюсский окружной суд удовлетворил жалобу внесенного в "черный список" белорусского бизнесмена Пефтиева и принял решение разморозить его счета в Литве?
- Мы — демократическая страна, и любой запрос нашего Министерства иностранных дел может апеллироваться в суде. Но, насколько я знаю, МИД будет дальше подавать апелляцию в другие вышестоящие инстанции. Поэтому на этом история не завершилась. Безусловно, как законопослушный гражданин я соглашусь с любым решением суда. Но я знаю, что это решение только одного из судов. Другие инстанции будут рассматривать этот вопрос через несколько недель. До этого времени счета этого господина остаются замороженными.
- Как известно, Пефтиев подал четыре иска против Совета ЕС, добиваясь, чтобы его вычеркнули из "черного списка". Эта ситуация с вильнюсским судом не может, на ваш взгляд, стать началом пути к осуществлению этой цели?
- Все мы в Европейском союзе согласимся с окончательным решением насчет любого гражданина, так как любое судебное решение является для нас окончательным. Потому что судебные власти являются независимыми властями. Вместе с тем, не могу не отметить, что это довольно интересный эксперимент, когда граждане из недемократических стран, которые обслуживают режим, пользуются открытостью нашей судебной системы. В Евросоюзе мы должны найти политическое решение вопроса, как нам действовать, когда демократические возможности и открытость Европейского союза используются в хорошо продуманных схемах режимами, враждебными и своей идеологией, и своими действиями как в отношении прав человека, так и к самой сути Евросоюза.
Памятный случай с Беляцким год назад — тогда договоры с Польшей и Литвой были использованы белорусским режимом для получения информации о господине Беляцком и использования ее в политических целях. А это были договоры, которые предусматривают обмен информацией об уголовных преступлениях. Мы должны рассмотреть этот политический вопрос: об использовании нашей открытой юридической системы недемократическими режимами для достижения ими своих целей.
У нас возникает феномен, когда нашей открытой юридической системой пользуются хорошо подготовленные юристы внешних режимов. Они берут "на мушку" наших юристов и предлагают им договоры — чтобы они работали на режим в европейских странах. Мы видим все это и понимаем эти уловки. И мы постепенно разберемся с тем, как наша юридическая система Европейского союза должна действовать при встрече с проявлениями акций, подготовленных за пределами нашей системы. Прежде всего, режимами, которые базируются на монополии власти, на враждебном отношении к нам и правам человека в своей стране.
- Как-то совпали по времени это решение виленского суда и назначение министром иностранных дел Беларуси Владимира Макея. Эксперты утверждают, что новому министру удастся наладить доброжелательные отношения в первую очередь с Литвой. Вы видите связь между этими двумя событиями в Вильнюсе и Минске?
- Мы ждем ясных и четких сигналов со стороны белорусского режима, что он делает шаги по нормализации ситуации с правами человека — у вас ведь до сих пор 14 политзаключенных за решеткой. Второе: у вас лежит договор о зоне облегченного пограничного контроля в 50 километров, который парламент Литвы перебросил на стол вашим властям почти год назад. Насчет того, что жители Гродно и других пограничных территорий могут посещать без виз Литву. Никаких сдвигов в этом вопросе нет со стороны властей Беларуси.
Для нас не понятно, как ваши избиратели будут участвовать в "выборах". Я вспоминаю предыдущие выборы и то, что произошло 19 декабря. Нам уже надоело накануне каждых "выборов" слушать одну и ту же пластинку: сначала насчет возможных демократических выборов, а потом — о железном кулаке правителя. У нас короткая жизнь, мы не живем, как черепахи, несколько сотен лет, а эта пластинка повторяется каждые несколько лет.
Было бы хорошо, если бы Лукашенко не думал, что Евросоюз представляет собой группу идиотов, которых можно обманывать каждые несколько лет. Поэтому мы ждем сигналов. Но не в стиле барокко о прекрасных намерениях, а конкретных действий по дороге демократизации Беларуси, к открытому обществу, к отмене смертной казни. Мы ждем свободы прессы, свободы слова и других вещей.
Есть и еще одна небольшая просьба. Не надо больше цирковых представлений, которые устраивают нам после каждого пролета любого неизвестного одномоторного самолета. Посчитайте, какие пограничные мощности установлены со стороны Беларуси и какие — со стороны Литвы. У нас вообще открытая граница! Армия в 10 раз меньше, чем белорусская. Вся эта "Берлинская стена" построена с вашей стороны, а не с нашей. Так что давайте перестанем нас каждый второй день запугивать разными бойкотами. Мы предлагаем прекратить имитирование Советского союза на наших рубежах.
Покажите действия по изменению Беларуси к открытой стране! К изменениям с правами человека. Если сейчас кто-нибудь думает, что смена министра иностранных дел — это признак либерализации, то пусть ваша страна это покажет действиями, а не заявлениями о намерениях.