Александр Лукашенко ошарашил мир намерением создать с Кубой совместное предприятие по сборке беспилотных летательных аппаратов.
Собирать будут на Острове свободы, на материальной и кадровой базе Минского авиаремонтного завода. Куда полетят после этого белорусские дроны кубинской сборки — пробовал вычислить The New Times.
О своих амбициозных планах — создать с кубинцами СП — белорусские авиастроители объявили сразу же после тестового полета в прошлом месяце «Стерха-БМ» — первого белорусского беспилотника, производство которого уже начато Минском. «Стерх» провел весь полет в автоматическом режиме: самостоятельно взлетел, совершил несколько кругов в воздухе и удачно приземлился на полосе. Минск поспешил заявить, что подобный «высокотехнологичный продукт» стал первым не только в Беларуси, но и во всем СНГ — до сих пор подобные проекты удавалось осуществлять лишь США и Израилю, общепризнанным лидерам в области создания беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Кубинцев заявление впечатлило. Более того, перед тем как начать собирать у себя «аналогичную продукцию на паях с белорусами, Гавана, по словам директора Минского авиаремонтного завода Евгения Вайцеховича, закупит партию готовых «стерхов». Неслыханная щедрость для страны, переживающей колоссальные трудности с обеспечением населения товарами первой необходимости.
Спохватились вовремя
Формально «Стерх-БМ» предназначен для «мониторинга удаленных участков земной и водной поверхности, а также буксировки авиационных мишеней». По словам разработчиков, беспилотник может взлетать и садиться в сложных метеоусловиях, в том числе ночью, а в качестве взлетно-посадочной полосы для него подойдет участок автомобильной дороги длиной менее пяти метров. БПЛА «Стерх» изначально планировалось использовать в военных целях. Недаром этот дрон был представлен в качестве экспоната на выставке вооружений накануне оперативно-стратегических учений «Запад-2009» — там он рекламировался как аппарат для выполнения «ряда специальных задач», в том числе радиоэлектронного противодействия возможному противнику. Однако понадобилось еще три года, чтобы довести «Стерх» до уровня промышленного образца.
Вероятно, белорусские авиастроители спохватились вовремя. Ни одно из событий последнего времени не вызвало такого гнева Александра Лукашенко, как высадившийся 4 июля на Минск и его окрестности «шведский десант» в виде 876 плюшевых мишек, призывавших к демократизации страны и свободе слова. Как известно, мишки десантировались со шведского легкомоторного самолета, который проник в воздушное пространство Беларуси со стороны Литвы. Белорусский президент расценил «десант» как угрозу суверенитету страны. С тех пор ВВС и войска ПВО приведены в повышенную боеготовность. Резко возросла интенсивность полетов военной авиации. Передовые подразделения белорусских войск ПВО прибыли на полигоны России для проведения оперативно-тактических учений с боевой стрельбой. Лукашенко, похоже, убежден: мишки были лишь началом масштабной диверсионной кампании против его страны. Евросоюз этой осенью готовится ввести новые санкции против Беларуси. А недавний визит кандидата в президенты США от республиканцев Митта Ромни в Варшаву, очевидно, подсказывает Лукашенко: если к власти в США по результатам ноябрьских выборов придут республиканцы, Америка может занять более жесткую позицию в отношении последней диктатуры в Европе.
Вот тогда и могут быть задействованы «стерхи». Ведь при соответствующей доработке их можно превратить из разведывательных в ударные аппараты, способные не только распознавать цели, но и поражать их. И как утверждают белорусские военные эксперты, применять беспилотники можно будет не только для защиты национальной территории, но и для нанесения ударов по системам ПВО, уничтожения РЛС и пунктов управления противника.
Средство от «лакеев»
А для чего понадобились белорусские беспилотники Раулю Кастро? Особенно учитывая достаточно высокую для страны со скромным бюджетом стоимость одного дрона $250 тыс.?
Кстати, еще совсем недавно официальная кубинская печать отзывалась об этих аппаратах — разумеется, не белорусского, а американского производства — крайне негативно. Газета Juventud Rebelde назвала их «последней особью генетики ужаса». Если верить кубинской газете, то «США, Израиль и некоторые европейские страны добились создания мини-дронов — своего рода электронных насекомых, которые могут летать и жужжать, шпионя за вами, в то время как вы занимаетесь сексом, разговариваете с друзьями или с самим собой».
Но похоже, дроны давно уже нужны самим кубинским властям. Как и родственному им белорусскому режиму — чтобы противостоять «агрессии империализма» и бороться с его «лакеями» внутри страны.
Один из кубинских респондентов автора этих строк прислал короткий комментарий к новости о грядущем белорусско-кубинском СП. «В том, что кубинские власти заинтересовались беспилотниками, нет ничего нового, — пишет он. — Я входил в группу тех, кто разрабатывал первые аппараты такого типа на острове. Работы начались в Гаване еще 23 года назад, в конце 80-х. Опытные образцы были отправлены в три кубинские армии. Мы изучали американские беспилотники Pioneer, которые израильтяне потеряли во время боевых действий в Ливане. Первый наш собственный дрон был сделан из дерева и достигал 2,5 метра в длину. Потом мы сконструировали аппарат из стекловолокна, а запускали его с помощью катапульты. Сейчас технология ушла далеко вперед, но цели этих аппаратов остались те же — шпионить за противниками режима, наказывать их. Например, еще в 1995 году, когда я работал над созданием этих БПЛА, нам была поставлена задача создать на борту дронов отсеки, где размещался бы слезоточивый газ. Его предполагалось распылять над участниками митингов протеста, которые в 90-е начали набирать силу».
Приобретенные у Лукашенко дроны вполне могут быть использованы на Кубе как для наблюдения за массовой нелегальной эмиграцией с острова, так и для некоторых более «деликатных» миссий. Так, в начале 80-х американские власти обвинили четырех крупных кубинских военных чинов, в том числе главу ВМФ, в контрабанде наркотиков из Колумбии в США через территорию Кубы. О том, что у Гаваны есть тесные связи с группами колумбийской и мексиканской наркомафии, говорят многие перебежчики, работавшие в кубинских спецслужбах. Вполне возможно, что белорусские дроны могут быть использованы и для того, чтобы, как неоднократно говорил Фидель Кастро, «еще больше насолить гринго».
Подарок партизанам
Белорусские власти уверяют, что создание СП по сборке беспилотников на Кубе — очень перспективный проект. Куба, по их словам, может стать удачной стартовой площадкой для проникновения военной продукции Белоруссии на рынок Латинской Америки. Но кто из латиноамериканских стран готов приобрести эти аппараты? Колумбия, заинтересованная в покупке дронов для борьбы с повстанцами из «Революционных вооруженных сил Колумбии» (РВСК — FARC) целиком и полностью ориентирована на США и Израиль. Не так давно Богота подписала контракт на приобретение израильских беспилотников «Гермес-450». Бразилия неоднократно отвергала оферты российских экспортеров авиационной техники и покупала самолеты и вертолеты у американцев — вряд ли ей приглянется и белорусский продукт. Интерес к российской технике в разные годы проявляло Перу, но в целом латиноамериканский континент — клиент Пентагона. И если уж Россия вчистую проигрывает США на мировом оружейном рынке, то что говорить об аппаратах сомнительного качества, которые будут собираться на Кубе? Как отметил еще один из кубинских респондентов автора, «если белорусы будут использовать дроны, собранные на Кубе, то они точно не выиграют ни одной войны: кубинцы попросту растащат все современное электронное оборудование, заменив его «домашними образцами», распродадут металл частнику, а там, где нужно ввернуть пять шурупов, поставят три».
Единственным потенциальным покупателем дронов в Латинской Америке может стать Венесуэла. Правительство этой страны уже заявило, что ему нужно приобрести несколько десятков беспилотников. При этом Чавесу сгодятся любые аппараты, и цена его не интересует. Больной раком венесуэльский лидер накануне октябрьских президентских выборов пытается подогреть интерес нации к своей персоне. Недавно венесуэльские власти объявили о том, что под руководством Чавеса создается партизанская армия на случай войны с США. К будущему году она должна насчитывать в своих рядах 1 млн человек, а к 2019 году — 2 млн. По плану Уго Чавеса в случае нападения США Венесуэла мобилизует в сжатые сроки 1 млн человек и объявит «гринго» тотальную партизанскую войну. дроны будут «элементом оружия нового поколения», которое вместе с российскими танками и самолетами обратит противника в бегство. Но если Чавес не победит на осенних выборах или до срока покинет бренный мир, с этим оружием может произойти то же, что и с советской боевой техникой 60-х годов, подаренной некогда кубинским братьям для защиты Острова свободы от агрессии США — она медленно сгниет и придет в негодность.