Надежда Остапчук, в чьей допинг-пробе был обнаружен запрещенный препарат, уже вернула золотую медаль лондонских Игр-2012 в Международный олимпийский комитет.
Об этом сегодня на пресс-конференции сообщил директор Национального антидопингового агентства (НАДА) Александр Ванхадло, передает БелТА.
Сама Надежда Остапчук на пресс-конференцию в пресс-центр "Комсомольской правды" не пришла. Организаторы предположили, что на ее решение об отказе повлияли результаты расследования, которое выявило, что запрещенный препарат ей в пищу без ведома спортсменки 30 июля на спортивной базе подсыпал тренер Александр Ефимов. Он тоже отказался от участия в пресс-конференции.
"Поверьте, выдержать такой удар непросто. Еще и еще раз переживать подобное очень тяжело. Поэтому спортсменку можно понять. Кстати, золотую медаль Лондона она уже вернула в Международный олимпийский комитет", - рассказал директор НАДА.
Таким образом, золото Олимпиады-2012 перешло к занявшей второе место новозеландке Валери Адамс, серебряным призером стала россиянка Евгения Колодко, поднявшаяся в Лондоне на третью ступень пьедестала, а бронза досталась китаянке Гон Лицзяо, показавшей четвертый результат.
По результатам совместного расследования Белорусской федерации легкой атлетики и НАДА в адрес Международной федерации легкой атлетики (ИААФ) была направлена рекомендация дисквалифицировать тренера Александра Ефимова на четыре года, а саму спортсменку - на один год.
Пока ответа от ИААФ не получено.
По словам директора НАДА Александра Ванхадло, если спортсменка будет дисквалифицирована только на один год, то есть большая вероятность, что она продолжит спортивную карьеру и будет готовиться к Олимпиаде-2016 в Рио-де-Жанейро.
Журналисты также поинтересовались, как удалось получить признание тренера Александра Ефимова и не сыграл ли он в этой ситуации роль громоотвода. Возник также вопрос, откуда у наставника мог оказаться запрещенный препарат метенолон (примоболан), ведь антидопинговыми правилами даже наличие таких веществ у тренеров и атлетов запрещено.
"Ефимов признался не сразу, с этим в том числе связано то, что срок расследования был продлен. Подробности расследования вам рассказать не могу, они носят конфиденциальный характер, но уверяю, что признание было получено добровольным путем. Мы нашли и представили факты, из-за которых он был вынужден признаться. А по поводу того, не играет ли наставник в этом случае роль громоотвода, скажу, что ведь его подопечную Надежду Остапчук это все равно не спасает от дисквалификации, так какой в этом смысл? Возможно ли, что Ефимова, как и Остапчук, подставили? Если бы это было так, то он, наверное, тоже признался бы в этом", - предположил Александр Ванхадло.
Уже неоднократно сообщалось, что препарат, обнаруженный в пробе Надежды Остапчук, не только давно и легко определяется, но и не мог за несколько дней улучшить результаты спортсменки, поскольку для получения эффекта нужен длительный прием метенолона.
"Насколько это вещество помогло улучшить результат Надежды Остапчук, не могу сказать. Замечу лишь, что это препарат длительного действия, а его концентрация в организме спортсменки была незначительна. Вероятно, это делалось с надеждой, что он скоро выведется из организма. Так что он скорее оказал не какой-то эффект для спортсменки, а психологически успокоил тренера. Как Ефимов объяснил такой шаг? Он не был уверен в большом преимуществе Остапчук перед соперницами. Ну а то, что препарат "пожилой" и легкоопределяемый, то, вероятно, применил то, что было. Дело в том, что есть особые причины, по которым Ефимов мог иметь при себе этот препарат. Это не касается спорта, а связано с медициной. Не буду подробно об этом рассказывать", - отметил Александр Ванхадло.