И написал об этом статью.
Статья бывшего депутата Верховного Совета Беларуси, журналиста Сергея Наумчика опубликована в «Фейсбуке».
П.П. Прокопович — чуть ли не самое большое мое потрясение лукашистского режима. Я не смотрю БТ, газеты читаю через интернет (ранее интернет-версии не печатали фото) и потому долгое время воспринимал председателя Нацбанка П.П. Прокоповича как неизвестного мне финансиста, который, как считали авторитетные обозреватели, делает системные ошибки в вверенной ему сфере. Но для современной Беларуси это - рутина, поскольку вся «линия» - и экономическая, и политическая - порочна.
И вот однажды я увидел фотографию Прокоповича - и остолбенел. Это был тот самый Прокопович из деревни Козлы Пружанского района, мой коллега по Верховному Совету 12-го созыва в 1990-1996 гг.
То, что Лукашенко рекрутирует кадры из ВС-12, давно не удивляет. Это естественно, ведь, как-никак, четыре года ежедневно по 6-8 часов мы все были в одном зале и хорошо знаем друг друга, Лукашенко - не исключение. Другое удивило, даже — шокировало.
Дело в том, что Петр Петрович мной (и не только мной) воспринимался как ... ну, не могу даже определить.
Дебил — это вовсе не то же самое, что и дурак (совершать дурацкие поступки могут и очень умные люди, что уж говорить про обычных («Все мы не красавцы» (С. Довлатов)), либо подонок, либо человек других с тобой политических позиций.
Например, Кебич был иных позиций, но я никогда не назову его дебилом. На Булахова было негде ставить клейма, но он не был дебилом. Синицына, «архитектора» самого большого преступления перед нацией - т.н. «Референдума-95», не назову дебилом. Недавно случайно довелось пересечься с одним бывшим вице-премьером, ныне - послом, мы с ним разных взглядов, но проговорили несколько часов - и о политике, и не о политике.
А есть люди, с которыми просто не о чем разговаривать. Максимум - что сегодня утром был дождь, а теперь солнце выдалось. Ведь их интеллектуальный уровень просто не оставляет вам шансов на беседу.
И это не зависит от них самих - такими родились, и здесь ничего нельзя изменить. Скажем, как нельзя изменить цвет глаз. Здесь много признаков, или совмещения признаков - такие люди иногда не могут грамотно построить фразу, у них отсутствует логика, им трудно рассуждать об абстрактных понятиях и т.д.
Таких людей очень много, и, в принципе, они безобидны. В нормальном, развитом обществе с демократическими институтами они не имеют шансов пробиться и руководить другими. Они даже не могут получить высшего образования - ведь не сдадут экзаменов. В советское время они могли получить диплом, идти вверх, иногда (при Сталине) - на самый верх. Особенно много таких было среди генералитета (и между прочим, во время войны некоторые из них имели значительные победы - там, где надо было «стоять насмерть» стоимостью тупого исполнения «ни шагу назад» и расстрела своих же десятками тысяч. Там, где нужно было спрогнозировать действия противника, они были бесполезны).
В основном, советская коммунистическая система, начиная с брежневских времен (середины 1960-ых) проводила фильтрацию таких лиц (в том числе и в целях самосохранения) и на самый верх они не попадали, хотя исключения случались. Я бы сказал, что должность начальника областного сельстроя, которую до 1996 года занимал Прокопович, была для таких людей «потолком». В ВС-12 таких людей среди «прокоммунистического большинства» было немного - здесь срабатывала та же фильтрация. Максимум, о чем с ними можно было договориться - это в совминовской столовой, что он передаст тебе горчицу.
То, что такого человека сделали председателем Нацбанка, а теперь и «президентским советником», свидетельствует о полном кадровом обмелении и деградации администрации. Ну, а придание ему звания Героя Беларуси... Грустная девальвация звания - ведь первый, кто получил его, получил посмертно, летчик, который отвел падающий самолет от деревни - действительно Герой.