Люди словно сговорились игнорировать эти «выборы».
Сегодня гость сайта charter97.org - активист из Лиды, один из организаторов кампании Народных Сходов Владимир Крутиков.
- Какая политическая ситуация на сегодняшний день в Лиде?
- «Выборов» почти не ощущается, тем более что город разделили на три округа, чего раньше никогда не было: часть к Вилейскому району приписали, часть к Дятловскому, а остальную с Березовкой вместе объединили. Вот у меня на заводе висит плакат, что «выборы» 23-го, и все на этом. Нигде ничего не видел.
- Так неужели агитационной кампании нигде не слышно?
- Я еще не видел ни одного плаката, даже за провластных кандидатов нет нигде.
- А люди обсуждают между собой эти «выборы»?
- Про «выборы» никто ничего не говорит. Люди словно сговорились все это игнорировать. Если я приду на завод и стану говорить о каких-то «выборах», то это считается дурным тоном. Народ притих и думает, что делать, понимая, что лучше уже не буде.
- Так, может, они не знают, что у нас «выборы»?
- Они знают, но никто идти не собирается. Здесь ряд причин: и зарплаты маленькие, и уровень жизни низкий.
- А какие в Лиде зарплаты?
- Ой, у нас долларов 250 - это хороший заработок. Вот на нашем предприятии «Лидский автобус «Неман» молодежь после училища пришла: электромонтажники, сантехники 4-й категории, слесари - так им только до миллиона платят. Это я знаю точно, так как сам начисляю людям деньги. А что хотеть, когда наш завод производит только 8 автобусов в месяц. Не лучше ситуация и в «Агропроммаше», так как там мой сосед работает, он говорил, что только миллион насчитали.
- А как люди выживают за такие деньги?
- Молодые у родителей на шее сидят, а взрослым по 2-2.5 миллиона платят. Деревня спасает, с огородов питаются. Кто-то уезжает на заработки, чтобы выжить. Так вот люди и выкручиваются.
- Проходит ли у вас кампания бойкота?
- Ничего такого ощутимого нет, тут я вам скажу и без кампании все идет к этому. В обществе к «выборам» нет никакого интереса, люди понимают, что лучше жить не станет, зарплаты и уровень жизни не поднимутся. Поэтому люди инертны, но они, скорее всего, не пойдут. Это такой внутренний протест.
- Обычно в маленьких городах «выборы» безальтернативные. А как у вас?
- Вот два из округов безальтернативные, правда, на одном округе есть дублер. Никто из активистов не захотел баллотироваться, так как знают, что все бессмысленно, так зачем подставлять себя и остальных.
- На предприятиях заставляли ставить подписи за кандидатов?
- Никто не заставлял. Учителя ходили по домам, пытались тут собирать, почти ничего не собрали. А так агитационных пикетов даже за провластных кандидатов нет.
- Так что это - бойкот «выборов» властей?
- Нет, они просто делают все по инерции, они знают, что им нужно сделать, да и все. Особенно раскручиваться им не слишком удобно, поэтому потихоньку пытаются это сделать.
- «Белорусские выборы» - что это?
- Да нет у нас «выборов», пришли мы к финалу, почти никто не хочет на них ходить.
- По вашему мнению, будут ли загонять людей?
- На заводах это трудно сделать, тут просто могут послать... У нас, например, никто не загоняет. Просто боятся трогать людей. Они сами понимают, что напряженное экономическое положение. Здесь и так люди периодически поднимаются и требуют повышения зарплат, так последний раз на 5% подняли зарплату. Администрация боится давить, так как может вновь стихийно народ подняться.
- А вы сами на «выборы» пойдете?
- Я на «выборы» не пойду, считаю, что бойкот - самое действенное средство. Да и люди так настроены, этим они выразят свое недоверие к власти. Это первичный такой процесс в обществе, который сам по себе назрел.
- Чего ожидать после «выборов»?
- Я полагаю, что ничего не изменится, пока не дойдет до массовых выступлений. А если еще раз девальвируют рубль, то народ не выдержит просто. Все мы живем в ожидании новой девальвации.