История «Хартии'97» много говорит о самоотверженности оппонентов Лукашенко.
Открытие варшавского офиса одного из ведущих белорусских независимых источников информации ознаменовало собой новый поворот в их невероятных приключениях.
То, чем угрожает этой совершенной команде демократов, правозащитников и журналистов самодержавный правитель их родной страны Александр Лукашенко, достойно политического триллера из самых мрачных времен Советского Союза. В то же время, это урок для демократического Запада, который показывает, как много белорусов, непосредственных соседей Европейского Союза, продолжают борьбу за единую и свободную Европу и заслуживают всесторонней поддержки. Такой поддержки сейчас почти нет.
История «Хартии'97» охватывает почти весь 18-летний период правления Лукашенко. Она была основана в 1997 году после референдума, который уничтожил демократические преобразования и положил начало тому, что мы сегодня называем последней диктатурой Европы. Декларацию «Хартии'97» подписали тогда более 100 тысяч белорусов. Она призвала к «приверженности принципам независимости, свободы и демократии, уважению прав человека, солидарности со всеми, кто выступает за ликвидацию диктаторского режима». Сайт charter97.org был создан в качестве пресс-службы инициативы и с тех пор стал центральным независимым СМИ Беларуси с более чем 100 тысячами посетителей в день.
Естественно, такая популярность в сочетании с критикой режима вызвала гнев со стороны официальных властей, которые вынудили редакцию сайта уйти в подполье. Журналисты «Хартии'97» подвергались преследованиям, а офисы — обыскам, техника конфисковывалась, а сам сайт несколько раз был взломан.
Однако худшее было впереди. Давление усилилось, когда в 2010 году один из соучредителей инициативы и бывший заместитель министра иностранных дел Андрей Санников выдвинул свою кандидатуру на президентских выборах, запланированных на декабрь. В одно мгновение на офисах сайта были проведены обыски и конфискованы около 20 компьютеров. КГБ Беларуси взял под полный контроль телефонные переговоры активистов и их переписку в интернете (это стало известно позже - во время допросов задержанных активистов в КГБ). Мало того, другой соучредитель «Хартии'97», журналист Олег Бебенин был найден повешенным в своем коттедже, и, несмотря на очевидные факты, официальное расследование назвало его смерть самоубийством.
Больше проблем на пути
Мало кто ожидал такого размаха государственного террора, который последовал в день выборов 19 декабря 2010 года. Когда десятки тысяч людей вышли на мирный протест против явно сфальсифицированных итогов выборов, Лукашенко применил против них грубую силу. Среди сотен избитых и арестованных в тот день были почти все журналисты charter97.org, которые освещали эту драму. В 4 часа утра ОМОН ворвался в офис, где работала редакция сайта. Лишь немногим счастливчикам удалось избежать преследования и направиться в соседнюю Литву, где удалось восстановить работу сайта в то время, как в Беларуси продолжалась «охота на ведьм».
Не так повезло главному редактору Наталье Радиной, которая оказалась в печально известной своей жестокостью «американке» - тюрьме КГБ, где она провела в изоляции 6 недель. После она была помещена под домашний арест. Когда журналистку вызвали на допрос КГБ в Минск, она покинула поезд и сбежала в Москву. 4 месяца она скрывалась там под угрозой экстрадиции в Беларусь. Наталья Радина снова стала редактировать charter97.org и отчаянно искала международной помощи. В конце концов, Нидерланды предоставили ей статус политического беженца. Тем не менее, продолжать работу оттуда было сложно, и Наталья Радина снова отправилась в путь, чтобы воссоединиться с остальной командой charter97.org в литовской столице Вильнюсе.
Однако у убежища в Литве, которая была главным местом эмиграции белорусов, были свои недостатки. Правительство страны разрывалось между правами человека и экономическими интересами в Беларуси и посылало противоречивые сигналы. Белорусские спецслужбы пристально следили за политической диаспорой и предприняли кибер-атаки на сайт.
«Хартия'97» была вынуждена искать более устойчивую альтернативу и нашла ее благодаря щедрой помощи польского правительства. Новый главный офис, который был открыт в Варшаве на прошлой неделе, станет новым домом для редакции сайта до того времени, пока не станет возможным безопасное возвращение в Беларусь.
Эта история о стойкости с ее многочисленными ходами и поворотами характерна для многих представителей белорусской оппозиции. Она также предлагает уроки для западных союзников осажденного демократического движения. Во-первых, это касается того, что «Хартия'97» бросает вызов созданному официальной пропагандой образу раздробленной и изолированной от людей белорусской оппозиции, который был слишком легко принят на веру многими западными экспертами. Наоборот, годы суровых репрессий не заставили замолчать тех, кто стремится к демократической европейской Беларуси, а сделали их более решительными в стимулировании роста недовольства властями среди обычных граждан.
Одураченные Лукашенко
Во-вторых, как Европа, так и США, согласно последней конференции доноров, готовы оказать ошеломляющую помощь белорусским демократам в размере 87 миллионов евро (115 миллионов долларов). Тем не менее, кажется, эту поддержку не получат те, кто ведет наиболее ожесточенную борьбу. Понадобились месяцы для того, чтобы начал работать механизм помощи сотням пострадавшим от репрессий после последних президентских выборов. Оппозиционные партии, правозащитные инициативы, локальные группы и организации, независимые СМИ практически не имеют доступа к западным фондам, которые, вместо поддержки нескольких видимых «маяков» сопротивления, придерживаются долгосрочных концепций социальных перемен или, что еще хуже, используют для своей помощи правительственные каналы диктаторского режима. Понятно, что многие демократы из-за этого разочарованы той помощью, которую им «оказывает» Запад.
Наконец, тот кошмар, через который прошла «Хартия'97» и многие другие, является результатом ошибочной политики со стороны Запада, в первую очередь, Европы. Когда в 2008 году Лукашенко заявил о политической либерализации, многие политики с готовностью приняли приглашение, надеясь, что это подтолкнет Беларусь к реформам. Предостережения белорусских демократов были проигнорированы.
Однако в конце 2010 года Лукашенко отбросил маску реформатора и нанес удар с еще большей жестокостью, чем ранее, заставив своих оппонентов платить кровавую цену, чем привел в изумление Запад. Сейчас, после некоторого времени почти полной изоляции и скромного давления, многие в Европе снова выступают за налаживание отношений с Лукашенко. Еще одна наивная попытка сотрудничества приведет к новому витку репрессий против демократов.
Вместо этого Запад должен извлечь уроки из истории «Хартии'97» и многих других белорусов. Ему необходимо продемонстрировать уверенность в желании и способности белорусских демократов свергнуть диктатуру Лукашенко также, как это раньше сделали их соседи в Польше и Литве. Запад должен оказывать щедрую и эффективную помощь всем, кто требует политических перемен с акцентом на тех, кто ведет борьбу в наиболее тяжелых условиях, достигая при этом наибольшего резонанса. Он должен поставить права человека и демократические ценности выше геополитических и торговых интересов и быть непоколебимым в принципиальном непризнании диктатуры Лукашенко. Необходимо эффективно использовать политические и экономические рычаги, которые есть у Европы, в отношении белорусского режима.
Только тогда одиссея «Хартии'97» закончится в демократической европейской Беларуси.
Йорг Форбриг, руководитель Фонда для демократии в Беларуси в Немецком фонде Маршалла, «Transitions online» (Чехия)