Избирательные комиссии до сих пор выдают бюллетени с невычеркнутой фамилией кандидата от ОГП, который снялся.
Активист демократического движения из Орши Алесь Шутов рассказал сайту charter97.org о ситуации в своем городе.
- Какова предвыборная ситуация в Орше?
- По информации наблюдателей, сегодня проголосовало около 1% избирателей.
- А как люди относятся к этим «выборам»?
- Абсолютно никто не интересуется ими. Есть, конечно, мизерное количество людей, которые привычно ходят на них... В целом в Орше не чувствуется абсолютно никакой заинтересованности этими «выборами».
- Какие-либо акции, пикеты в городе устраиваются?
- Вот недавно была акция солидарности с политзаключенными, акция против досрочного голосования, акция с фотографиями всех «депутатов» нынешней «палатки», чтобы жители узнали среди них фотографию своего «депутата». Но, тем не менее, эти акции не заинтересовывают большую часть населения.
- Какие-либо нарушения за первый день голосования были зафиксированы?
- Грубых нет. Но много мелких нарушений. К примеру, сегодня в избирательной комиссии выдавали бюллетени с невычеркнутой фамилией кандидата от ОГП, который снялся по партийному постановлению. Я думаю, что сегодня уже несколько человек за него успели и проголосовать. Даже не знаю, что они будут делать с такими бюллетенями.
- Надеемся, что хотя б в Орше зарплаты подняли до 500 долларов...
- У нас точно нет такого среднего заработка, у нас зарплаты значительно ниже чем в среднем в стране. И про 500 долларов можно только мечтать. Такую зарплату имеют, может, только чиновники, представители властей. А на предприятиях только лица, близкие к администрации. Или если, скажем, человек работает в бюджетной сфере на две ставки, но это такая нелегкая работа, что не позавидуешь им. У моих знакомых зарплата колеблется от 1,5 до 3 миллионов - это максимум.
- Заметили ли вы избирательную кампанию провластных кандидатов?
- Их кампаний никто не видел. Знаю, что они посещают различные предприятия в закрытом режиме и встречаются с трудовыми коллективами. Все понимают, что все произойдет само собой, и никто не считает нужным прилагать какие-то дополнительные усилия в борьбе за то, что и так предопределено.
- Разрешаются ли остальным кандидатам такие встречи?
- Пока ни у кого это не получилось. Права у кандидатов не равны.
- Чем отличается эта кампания?
- Наибольшее впечатление - это как никогда низкий интерес к ней.
- Среди ваших знакомых собирается ли кто-то на «выборы»?
- Только один из моих знакомых сказал, что его родня собирается.
- Когда речь заходит о «выборах», какова реакция людей?
- Машут рукой и говорят, что им это не интересно. Люди не верят, что эти «выборы» могут что-то изменить.
- «Белорусские выборы»... Какие ваши ассоциации?
- Это не выборы, это какая-то спецоперация с предварительно определенными ролями, с предсказуемым результатом. Уже в ходе выдвижения кандидатов можно сразу составлять список тех депутатов, кто согласно постановлению администрации станет... В обществе есть ощущение этого. Я думаю, что и власть чувствует, что они уже перебрали и довели ситуацию до такого состояния, что здесь уже невозможно ничего сделать, чтобы оживить эти «выборы». С каждым разом они будут более гротескными.