У Лукашенко почти нечего наблюдать, потому что все уже решено.
Об этом в интервью сайту charter97.org заявил депутат эстонского парламента, член комиссии по иностранным делам, наблюдатель миссии ОБСЕ Юку-Калле Райд.
- Вы впервые в Беларуси?
- Нет, первый раз я был в конце 80-х, в начале 90-х?
- Что-нибудь изменилось?
- Не очень сильно, но по сравнению с Украиной здесь чисто. Белорусы аккуратные люди, это я давно заметил.
- Для белорусов Эстония страна малоизвестная, а ее политики еще меньше. Расскажите для читателей charter97.org немного о себе.
- Вы говорите неизвестная. Но я видел здесь местную колбасу «Эстонская фирменная» в магазине. Это было смешно для меня. Я работал очень много лет на государственном телевидении, до сих пор у меня есть свой журнал в Эстонии «Кeskus», что означает «центр». Я там главный редактор и хозяин. Я работал на телевидении и у меня там была своя программа, а в парламент я попал совсем случайно. Я беспартийный. И никогда нигде в партии не был. Но мои друзья-политики сказали: «Юку-Калле, помоги нам с голосами, тебя все на телевидении знают». И тогда я согласился и попал в парламент.
- Какая у вас избирательная система?
- У нас пропорциональная система. Избиратель голосует за список. У нас парламентская республика, у президента власти в Эстонии нету. Он просто символ. Например, если мы пишем закон, он может не разрешить этот закон, если там что-то не то. И так два раза, в третий раз он должен подписать. Если этот закон глупый, он просит переделать его. Наш президент - это визитка Эстонии. Он проводит очень много времени с визитами за границей.
- Господин Юку, вы находитесь в правящей коалиции или в оппозиции к президенту?
- Это зависит от того, что он скажет, до сих пор мне президент очень нравился. Хотя я писал письмо президенту от эстонских деятелей культуры, чтоб не принимать закон об европейском механизме стабильности. По этому закону Эстония должна была помочь грекам, которые жили без закона и тратили деньги. И тогда я был против. А так в общем-то я в коалиции эстонского парламента. Президент у нас такой панковый. Он сильно поддерживает «Pussy Riot». Я организовал концерт в Таллинне, и он сразу приехал на концерт с министром культуры.
- Вы поддержали «Pussy Riot» потому, что любите панк, или это ваша гражданская позиция?
- Я люблю панк-стиль, но музыка «Pussy Riot» мне не очень нравится. Мне нравится смелая позиция этих людей. Это важно, тем более мой очень хороший друг Артемий Троицкий, музыкальный критик и писатель, девушек из группы лично знает. И тоже в Эстонию приехал, чтобы поддержать, потому что в России это было сложно и неудобно делать. Там не дали разрешения проводить концерты, чтобы поддержать.
- Скажите, слышали ли вы про ситуацию с рок-группами в Беларуси?
- Да, я знаю, что им запрещено выступать. Я знаю, что «Ляпис Трубецкой» давал концерт в Финляндии и в Эстонии.
- Не планируете ли вы организовать какую-нибудь акцию в поддержку наших музыкантов?
- Вот пять дней назад в эстонском парламенте я предложил провести конференцию, собрать независимых журналистов и политиков из Беларуси и провести концерт тогда. Вот сегодня я собираюсь встретиться с Русей из группы «Индига».
- Расскажите немного про вашу миссию в Беларуси.
- Я приехал с миссией ОБСЕ понаблюдать за вашими «выборами», хотя это сложно назвать наблюдением. Как мы знаем, у товарища Лукашенко почти нечего наблюдать, потому что все уже решено. Например, мы будем наблюдать в городе Барановичи, и в маленьких городах сделано так, что там только один кандидат. Так что там тогда наблюдать? Выбора, можно сказать, почти нету. Конечно, есть некоторые округи, где есть два или три кандидата, но есть и один кандидат. Это выглядит смешно.
- Как вам наша агитационная кампания глазами иностранца?
- Никакой кампании не видел, но очень много смотрел ваше государственное телевидение, где Лукашенко оппозицию ругает очень сильно. В некотором смысле это мы тоже можем назвать кампанией. Я уже в Беларуси три или четыре дня и видел только три или четыре плаката. И это все! Кампания вообще незаметная. И агитации за какую-нибудь личность вообще не видел! С какими-то бумажками маленькими стоят, вот выбирай этого, такие черно-белые... Человек должен идти очень близко, чтоб вообще видеть, что там написано. В Эстонии, как и в других европейских странах, очень много митингов, всяких концертов, мероприятий. Каждый делает по-своему. Для молодых людей - концерты, для более серьезных людей - конференции и так далее.
- С кем вы встретились в Беларуси? С кем планируете встречаться?
- С оппозиционерами встречался. Вчера со «Справедливым миром». Сегодня с госудаственными масс-медиа. О, это было скучно. Они разговаривали, как роботы фактически. Извини, но так это и было. Сегодня встретился с Анастасией Положанко из «Молодого Фронта», Станиславом Шушкевичем. Это же действительно правда, что его пенсия 30 евроцентов?! Да, 30 евроцентов, это какой-то абсурд, черный юмор!
- Чем будете заниматься завтра?
- Едем в Барановичи, там на участках будем наблюдать целый день. И эти участки открываются в 8 утра!
- Что из национальной белорусской кухни вам понравилось?
- Подскажи, где сухие грибы покупать? Два года назад, когда я был в Беларуси, я покупал очень много сухих грибов, а здесь я просто их не видел. А из напитков нравятся ваши настойки.
- Какие-нибудь нарушения вы уже зафиксировали?
- Нет, мы кратковременные наблюдатели, поэтому на участках мы еще не были. С этим вопросом нужно обратится к долгосрочным наблюдателям. Но утром в понедельник все наблюдатели ОБСЕ соберутся на конференцию, и каждый тогда будет высказывать свое мнение. Я, например, не верю, что эти «выборы» пройдут без нарушений. Это показывает история. Например, в 2010 году я не был наблюдателем, но я был здесь, в Минске. И сделал программу для эстонского телевидения. Это было ужасно видеть. Я был в самом пекле. Со мной как с журналистом ничего не случилось. Мы тогда очень много сняли, как избивали они людей.
- Вы не боитесь, что вас могут арестовать, посадить в тюрьму?
- Нас очень трудно арестовать, потому что мы дипломаты. Хотя и дипломатов из Германии и Литвы не пустили в Беларусь.
- Многие политики приняли решения бойкотировать эти «выборы». А вы как думаете, это эффективный метод?
- Я думаю, в вашей ситуации бойкот не поможет. Если нет возможности делать политическую рекламу, выступать по радио и телевидению, тогда может и есть смысл объединиться и делать бойкот, чтобы остальные со стороны заметили, что что-то не то. Я думаю, что люди будут идти на выборы, но этот процент будет небольшой. И вот здесь, наверное, будут нарушения, как в России. Процент проголосовавших будет ниже, чем официально говорили. В понедельник будет официальная пресс-конференция, на которой выскажут свое мнение. В понедельник и я могу тебе сказать, что видел. Этот без проблем.
- Каким образом вы могли бы поддержать Беларусь в борьбе за демократию?
- Эстония поддерживает Беларусь. В Эстонии в Тарту учится много белорусских студентов, у которых здесь трудности в университетах. И Эстония уже давно дает студентам такую возможность. Белорусским студентам оплачивают обучение и предоставляют общежитие.
- А на политическом уровне?
- Сейчас организовали парламентскую группу «За демократию и права человека в Беларуси», и это в перспективе тоже помощь, потому что мы там только сидеть не будем. Будем организовывать конференции, и это важно. Это помогает. Конечно, универсального лекарства нет. Это все продвигается медленно, маленькими шагами.
- Что вы можете сказать про уровень жизни белорусов в сравнении с Эстонией?
- Ниже, ниже. Хотя, мне кажется, здесь у вас очень большое расслоение на бедных и богатых. У нас такого нет. У нас свободный рынок, поэтому и зарплаты выше.
- Вы верите, что после «выборов» в политическом поле Беларуси что-то изменится?
- Не верю. Не верю. Посмотрите статистики ОБСЕ про медиа. На телеканалах 64 % времени говорит Лукашенко или о нем.