Россия решила сократить поставки "черного золота" в Беларусь из-за контрабанды нефтепродуктов.
Так считает заведующий сектором экономического департамента российского Института энергетики и финансов Сергей Агибалов, передает «Голос России».
Россия снизит поставки нефти в Беларусь на 26 процентов в IV квартале 2012 года. Между тем, пока нет информации о том, почему было принято такое решение.
В настоящее время Москва продает Минску газ и нефть со скидкой.
Чем вызвано решение Москвы сократить поставки нефти в Беларусь рассказал заведующий сектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов.
- Почему было принято такое решение?
- С одной стороны здесь, конечно же, могут прозвучать некоторые формальные причины в виде согласования топливно-энергетического баланса, согласно которому объем переработки должен был быть порядка 21,5 миллиона тонн. По итогам этого года, если все шло, как раньше, получилось бы порядка 22 миллионов тонн.
В том числе возможно снижение переработки в связи с плановым ремонтом. 15 сентября на одном из белорусских НПЗ - "Мозырском нефтеперерабатывающем заводе" - начался ремонт, который должен продлиться месяц.
Если посмотреть буквально, как это может отразиться на объемах переработки, то данные причины не могут полностью объяснить это существенное снижение. И, скорее всего, здесь можно предположить политические причины, а именно продолжающееся расследование обстоятельств реэкспорта российских продуктов из Беларуси.
- Какие сценарии есть у Беларуси, чтобы благоприятно для себя решить эту проблему и восполнить газовый пробел?
- Сценариев, наверное, много. В первую очередь необходимо полностью прекратить эту деятельность. Весьма вероятно, что на недавней встрече президенты стран - насколько мы знаем, господин Лукашенко провел несколько дней в Сочи, где встречался с Путиным, - этот вопрос обсуждали. Судя по всему, белорусский коллега не предложил адекватных вариантов. В результате чего, как мы увидели, через полторы недели прозвучало это решение о сокращении поставок.
Это очень напоминает то, что было в мае этого года, когда Путин посетил с визитом Минск, и все вроде бы прошло гладко. Но спустя неделю после этого визита российский посол впервые обозначил на официальном уровне, что Россия обеспокоена реэкспортом. И здесь, наверное, имеет место нечто подобное, что проблема обсуждалась, но белорусская сторона видит ее как бы под другим углом и, видимо, не хочет идти на те законные требования, которые выдвигает российская сторона. В итоге был выбран подобный метод воздействия.
Надо сказать, что это довольно существенно, потому что нефтяная отрасль одна из системообразующих для Беларуcи. Здесь, конечно, снижение доходов очень серьезно сразу же отражается на устойчивости белорусской экономики.
- Вы допускаете, что это решение временное, и в будущем все вернется на круги своя?
- Естественно. Это некоторые текущие осложнения. Выход из этого может быть довольно быстр. Все в руках Беларуси. Просто были предприняты некоторые административные меры. В частности, предполагалось, что схема с растворителями подразумевала в том числе среди прочих компонентов отгрузку нефти российскими поставщиками в Беларусь.
Фактически с августа эта деятельность была прекращена. Но остались некоторые другие статьи реэкспорта. Если Беларусь от них откажется, то вся легальная переработка, естественно, выйдет на свой круг.
Сейчас получается такая картина, что легальные белорусские переработчики, которые не участвовали в этих растворительных схемах, будут страдать из-за позиции белорусского руководства, которое фактически не признает требований России.