Переменам в Беларуси поможет только жесткая позиция Запада.
Для репрессированных белорусских оппозиционеров эмиграция в страны Евросоюза становится единственным шансом сохранить свободу. Арестованная в ночь на 20 декабря 2010 года, главный редактор оппозиционного интернет-ресурса "Хартия'97" Наталья Радина через два месяца после освобождения, в марте 2011 года, бежала от преследований КГБ в Литву. Открыла корпункт в Вильнюсе и теперь продолжает работать в Варшаве. По мнению журналистки, изменить ситуацию в Беларуси помогла бы, в числе прочего, жесткая позиция ЕС по отношению к белорусскому режиму, передает Deutsche Welle.
- Как вы, находясь за пределами Беларуси, можете помочь наступлению перемен в стране?
- При поддержке МИД Польши мы с коллегами две недели назад открыли главный офис в польской столице. В Литве, предоставившей мне политическое убежище, продолжает действовать наш корпункт. Наш сайт выполняет главную задачу - сообщает неподцензурную информацию о том, что происходит в Беларуси, на территории которой работать стало практически невозможно. Мне, например, после ареста и предъявления обвинений в организации массовых беспорядков в день президентских выборов в 2010 году грозило до 15 лет тюремного заключения. Репрессиям я и мои коллеги подвергались и раньше.
Теперь мы можем действовать спокойно, не боясь арестов или того, что нас могут убить, как основателя сайта "Хартия'97" Олега Бебенина, найденного повешенным в сентябре 2010 года. Мы с коллегами можем не опасаться обысков и разгрома редакции с конфискацией компьютеров, как было в Беларуси дважды - в минском офисе сайта и у меня дома.
Кроме того, здесь, в Евросоюзе, мы имеем возможность поднимать тему Беларуси в международных структурах. Мы громко заявляем о проблемах и требуем адекватной реакции ЕС на тот беспредел, который творится в нашей стране, без опасений, что нас могут включить в списки невыездных.
- Вы всегда были сторонницей жестких мер по отношению к белорусскому режиму. На чем основано ваше убеждение?
- Диктатуру нельзя изменить увещеваниями, попыткой уговорить перестать быть диктатурой. Это утопия. Без жесткого ответа Запада на события в Беларуси трудно что-либо изменить. Лукашенко может понимать только язык силы.
Я и мои коллеги не требуем полностью прекратить торговлю с Беларусью, так как это ударит по населению. Но мы призываем к самой действенной мере - не покупать нефтепродукты у режима. Потому что это - статья доходов семьи Александра Лукашенко и всего его репрессивного аппарата. Эти деньги идут на содержание КГБ, МВД и различных силовых спецподразделений, которые потом проводят репрессии против оппозиции и инакомыслящих.
Уверена, что в результате таких ограничений будут освобождены политзаключенные. Сегодня это главная задача - спасти людей, на которых оказывают чудовищное давление. Я была в тюрьме и знаю, как долго тянется там время. Политзаключенные не могут ждать месяцами реакции ЕС, который в последний раз принимал санкции в отношении представителей белорусской власти полгода назад - в феврале.
- Но если Запад откажется сотрудничать с Минском, есть Кремль, который будет помогать Лукашенко во имя реализации проекта Путина по собиранию земель.
- Действительно, диктатура в Беларуси активно поддерживается Россией и искусственно продлевает правление Лукашенко. Такие же проблемы были в Польше, когда Советский Союз поддерживал диктатуру в Восточной Европе. Но я считаю, Запад не должен оглядываться на политику Москвы в отношении Минска. Если в ЕС будут говорить, что Россия все равно поможет диктатору, все останется в прежнем состоянии.
Я полагаю, что Кремль не станет защищать белорусский режим, если поймет, что Запад отвернулся от Лукашенко окончательно и бесповоротно. Когда Путин увидит, что Лукашенко - изгой для Запада, что его режим не имеет никаких шансов для сотрудничества, ему будет неудобно поддерживать диктатуру, потому что России самой нужно развивать отношения с цивилизованным миром.
- Вы критикуете не только власть, но и белорусскую оппозицию. Например, в одной из последних ваших статей - "Соучастники преступления" - обвинили ее в пособничестве режиму. Какие у вас есть основания для такого обвинения?
- Я резко критикую не всю оппозицию, а ее отдельных представителей, которые выступали против бойкота «парламентских выборов», участвовали в «избирательной кампании» и тем самым пытались легитимизировать этот фарс. Я также критикую оппозиционеров, которые выступают против санкций в отношении Минска, и считаю, что эти люди в Беларуси сейчас в меньшинстве.
- В одном из интервью вы сказали, что после ухода Лукашенко вернетесь в Беларусь. Вы считаете, что на смену его режиму придет демократия?
- Я надеюсь на это. Конечно, есть опасения, что авторитарные силы попытаются взять реванш в стране. Но "Хартия'97" будет работать, чтобы в стране произошли перемены и Беларусь заняла свое место в объединенной Европе.