Задача жены -- тратить столько, чтобы мужу хватало на любовницу.
Не выполнила задачу -- значит, плохая жена. Смейтесь, смейтесь! Но это не шутка юмора, а новый девиз нашей пропаганды. Говоря современным языком -- новый тренд государственной идеологии.
Госидеология -- это что? Это то, как государство разрешает нам видеть себя, страну, происходящие события. Так сказать, подсказывает «правильный» ответ. И раньше нам подсказывали, что мы плохо живем, потому что у страны переходный период, и надо потерпеть. Куда, зачем и почему мы шли в этот переходный период -- свидетельства противоречивые. Но про «надо потерпеть» людям в голову вбили прочно.
Однако теперь белорусская власть попала в ловушку времени. Ведь переход -- это движение из пункта А в пункт Б. Год, два, пять, десять -- и пора бы уже куда-то прийти. Или хотя бы видеть цель на горизонте. А мы просто ходим по кругу, натыкаясь на одни и те же колдобины. И понятно, что идеологам срочно нужно как-то по-новому объяснить, почему мы плохо живем, почему работаем, но не зарабатываем. Не могут ведь они признать, что почти два десятилетия страна блуждает без смысла и без цели, тупо гонимая кнутом.
«Правильный» ответ они старательно ищут.
С солдафонской прямолинейностью ответила на заданный вопрос газета «Во славу Родины». Предыстория такова: некий офицер из Полоцка прислал в редакцию письмо -- крик души. «…Человек с высшим образованием, которому доверено воспитание солдат, доверено оружие, это защитник наших рубежей, получает такую зарплату, на которую не может содержать семью, не может построить жилье, не может жить полноценной молодой жизнью…», «…эта семья плотно сидит на шее у родственников…», «…на заводе НПЗ в г.Новополоцке уборщица получает столько, сколько получают лейтенанты…», «…не можем мы достойно содержать армию… сократить ее…».
Ответ был следующим: «Нельзя орать на Родину -- дай! Нельзя шантажировать страну, которая тебя учила, воспитывала, кормила, одевала, приобретала для тебя оружие!
Представим себе такую ситуацию. Война, год 1942-й или 1943-й. Дивизия готовится к бою. И вдруг лейтенанты и капитаны докладывают комдиву: товарищ генерал, мы в атаку не пойдем, потому что денежное довольствие у нас небольшое. Что бы вы, читатель, сделали на месте того генерала? Правильно: предателей -- под трибунал, а потом в штрафную часть».
Не нравится -- под трибунал! Вот и вся идеология. Без войны объявить войну своему народу и перевести его на военное положение.
Материал вызвал настоящую бурю возмущения. Газета позже вынуждена была оправдываться, сообщив, что в военном ведомстве «материал был признан явно несостоятельным и абсолютно некорректным». «Железной рукой» даже в армейской среде не получилось. Потому что нормальный человек никогда не согласится с тем, что в мирное время надо ограничивать себя во всем, как на войне.
Новую попытку совсем недавно сделало государственное информационное агентство БелТА.
«В век интернета и спутникового телевидения мы воочию смогли увидеть, что не только олигархи, но и простые труженики, пусть и без купеческой роскоши, живут в домах и квартирах с современными наворотами, едят экологически чистые продукты, путешествуют по миру в конце концов. Понятно, что и нам хочется жить так же. Но как этого добиться?
Ответ вроде бы лежит на поверхности: надо лучше трудиться и, соответственно, больше зарабатывать. Однако не все так просто, ибо сказывается сила пресловутой привычки -- как бы это получить побольше, особо не упираясь. При этом большинство забывает, глядя на красивую жизнь в телевизоре, что зарабатывается она каждодневным, зачастую весьма нелегким трудом. И не надо ссылаться на то, что на Западе народ живет в кредит. Его ведь нужно своевременно возвращать, иначе вмиг окажешься на улице.
У нас же каких только оправданий собственной лени, безынициативности, стремления получить, а не заработать, не придумывают! Причем в первую голову кивают, конечно, на государство: дескать, оно не создает необходимых условий для того, чтобы человек имел достойную оплату своего труда. Во вторую очередь достается руководителям предприятий и организаций: они, мол, не умеют как следует организовать работу… Очень многие у нас именно получают зарплату, а не зарабатывают ее. И это при том, что по производительности труда мы значительно отстаем от экономически развитых государств. То есть жить хочется, как за бугром, а работать для этого -- не очень…»
Посыл понятен. Не государство виновато, не ошибки в государственном управлении, а… сами люди.
Вот наш человек на стройке восемь часов кирпичи кладет, и на Западе каменщик те же восемь часов кирпичи кладет. Только наш каменщик ломает голову, как бы это протянуть от получки до получки да еще исхитриться, чтобы заработанные деньги не сгорели и не обесценились, а западный на свою зарплату без проблем собственный дом покупает и твердо знает, что его пенсии хватит не только на жизнь, но и на отдых. При этом квартиры, построенные руками этих строителей, в Берлине, Варшаве, Праге стоят столько же, сколько в Минске, а то и меньше. Как так получается? Конечно, трудяга-каменщик виноват! И пусть заткнется наука логика!
Впрочем, Александр Лукашенко накануне последнего обвала рубля еще откровеннее высказывался. Белорусы тогда доказали, что еще не без мозгов, что есть у нас и житейская мудрость, и инстинкты выживания, и умение анализировать происходящее. Видя, что рубль вот-вот рухнет и цены подскочат вдвое-втрое, люди кинулись запасаться товарами и валютой. Но Лукашенко, глядя на это свидетельство разумности и предприимчивости, публично объявил, что ему за белорусов стыдно.
Люди показали, что они не идиоты -- а ему стыдно. Получается, если бы мы были идиотами -- он бы нас похвалил.
По всему понятно, что народ стал этой власти мешать. Не тот оказался народ. Как та жена, не выполнившая задачу тратить столько, чтобы мужу хватало на любовницу, не хочет он себя во всем ограничивать. Он нормально жить хочет. Быть уверенным в том, что завтра государство не придумает чего-нибудь этакого и не отберет его дом, его деньги, его бизнес. Что не заставит платить за то, за что давно уплачено налогами. Хочет, чтобы государство ему не мешало и не ставило подножек. А в сложное время -- помощи от государства хочет. Реальной помощи, а не окриков и подачек.
Конечно, еще находятся экземпляры, которые до сих пор ходят в кирзовых сапогах, купленных «за Советами», но при этом все происходящее в стране им очень нравится. Есть и те, кто горд уже тем, что живет особенно, что попал в класс привилегированный -- они тоже довольны. А вот все остальные хотят нормальной жизни, предсказуемой, спокойной, без обвалов и экономических потрясений. Потому только ужас вызывает рассказ президента о том, что Беларусь -- хрустальный сосуд, который он несет в своих руках. Мы-то надеялись, что все эти годы строили надежный дом. А оказалось -- хрустальный сосуд, который может ляснуться из-за неосторожности одного человека.
Как тут идеологам вывернуться, чтобы объяснить, почему именно нашу страну постоянно лихорадит, почему только мы блуждаем между «плохо» и «совсем тяжело»? Начали отрабатывать версию: плохой народ! Ну не повезло нашим руководителям! Они с кресел не встают, из служебных авто не вылазят, на пенсию не уходят, поседели давно на своих постах, а мы их подводим. Хотим не просто работать, но и зарабатывать. Странный народ! Надо перевоспитывать.
Хотя понятно, что народ у нас нормальный, рабочие руки такие же, как в США, Германии, Франции, Польше… Почему тогда Беларусь и близко не подбирается к этим странам по уровню жизни? Тоже ответ очевиден: потому что с головой проблемы. А за дурной головой, как известно, не будет покоя ни рукам, ни ногам.
Светлана Калинкина, «Народная воля»