Высланный из Беларуси посол Швеции дал первое интервью.
После того как Стефан Эрикссон был вынужден уехать из Беларуси, он в течение нескольких месяцев не давал никаких интервью и не делал заявлений об этом. 3 октября на страницах шведского издания Aftonbladet дипломат нарушил молчание, передает «Радыё Свабода».
Эрикссон рассказал, почему Александр Лукашенко выставил его из страны. При этом он отмечает, что причина этого - все же не история с «плюшевым десантом».
Разговор с послом началась с анекдота, который ходит по белорусским социальным сетям:
«Что общего между между Беларусью и Sony? И то и другое сейчас должно обходиться без Эрикссона», - смеется дипломат.
С улыбкой Эрикссон рассказывает сегодня и о том, что решение белорусских властей отменить аккредитацию застало его во время отдыха в лесу под Вестеросом, когда он пошел за грибами.
«Это было как-то поразительно, хотя сказать, что это стало полной неожиданностью - нельзя. В Стокгольм поступали сигналы из Минска, что там недовольны политической линией Швеции и лично мной тоже», - говорит дипломат. Эрикссон уверен, что решение принималось на уровне Лукашенко.
Теперь, говорит бывший посол, дипломатические отношения между Беларусью и Швецией не разорваны. «Шведское посольство в Минске все же есть. Оно не закрыто. Однако активности никакой нет», - говорит дипломат.
Дипломат объясняет ситуацию тремя причинами: «Швеция давно проводит четкую линию относительно вопросов с правами человека и открыто говорит о ситуации в Беларуси. Также Швеция - одна из стран, которые наиболее активно участвуют в разработке этой политики. Что касается третьей причины, то это я сам».
По словам дипломата, он далеко не всегда, «приветствовал» действия официального Минска. Это касается и событий 19 декабря 2010 года, когда власти разогнали мирную демонстрацию протеста против фальсификации результатов президентских выборов. В тот вечер он своими глазами видел, как лежал без сознания на асфальте избитый до крови кандидат в президенты Владимир Некляев.
Также Эрикссону сигнализировали и о том, что официальный Минск раздражен его большим интересом к белорусскому языку и культуре и тем, что он уделяет много внимания их изучению.
Что касается акции с плюшевыми мишками, то Эрикссон не верит, что его выставили из страны из-за нее.
Сегодня Стефан Эрикссон продолжает заниматься вопросами прав человека и отношений с Беларусью в Министерстве иностранных дел в Стокгольме.
Каких-то позитивных признаков в белорусской ситуации он не видит:
«Выборы 23 сентября не были свободными и справедливыми. Поэтому никакая оппозиция в обычном смысле существовать не может. В лучшем случае диссиденты. Режим настолько все контролирует, что мы даже не можем себе такого представить. Каждый, кто активно выступает против, рискует потерять работу или учебу».
Стефан Эрикссон надеется, что когда-нибудь вернется в Беларусь.
Издание отмечает, что для того, чтобы Стефан Эрикссон смог вернуться в качестве посла, надо, чтобы сначала ушел Лукашенко.
Что касается вопроса о возможных усилиях на пути восстановления дипломатических отношений между Швецией и Беларусью, то дипломат отвечает на него так: «Я не могу ничего сказать о нынешней ситуации».