В правовом регулировании реабилитации психических больных в Беларуси есть пробелы. Такое мнение сегодня высказали участники Республиканской научно-практической конференции с международным участием "Современные подходы к диагностике и лечению психических и поведенческих расстройств", которая проходит в Минске 4-5 октября, передает корреспондент БЕЛТА.
"Сегодня наше законодательство в области урегулирования психиатрической помощи достаточно стройное, но пробелы есть, в частности если посмотреть на проблему правового регулирования реабилитации психических больных", - сказал заведующий сектором наркологического мониторинга Республиканского центра наркологического мониторинга и превентологии РНПЦ психического здоровья Алексей Кралько.
Он отметил, что в законе нет четкого механизма реализации реабилитации. По словам эксперта, нужно подумать о некой модели реабилитационного пространства и соответственно дополнить реализацию этой модели правовыми нормами, которые должны обеспечивать воздействие на психических больных в виде социально-терапевтической, социально-трудовой, медико-профилактической, социально-культурной, профессионально-образовательной и физкультурно-оздоровительной среды.
Одним из пробелов в законодательстве Алексей Кралько назвал вопрос, касающийся профессиональной реабилитации пациентов: "На мой взгляд, нужно подумать о четком механизме профессиональной реабилитации. Урегулировать специальными нормативными актами установление квот, гарантий для таких людей. Возможно, оказывать господдержку организациям, которые берут их на работу".
Некоторые пробелы в законодательстве выявила и ассистент кафедры психиатрии и наркологии Белорусской государственной медицинской академии последипломного образования Ирина Хвостова. В своем докладе она затронула проблему исполнения родительских обязанностей лицами, страдающими психическими расстройствами. "Сегодня суды и комиссии по делам несовершеннолетних принимают решение об отобрании ребенка на основании того факта, что родитель страдает психическим расстройством. Существует перечень заболеваний, при которых суд может принять такое решение. Но в нем не учитывается, что все расстройства имеют совершенно разную клиническую картину", - сказала Ирина Хвостова.
Расстройства, входящие в перечень, имеют различную степень тяжести и симптоматики, различный характер течения. "Возможно, этот список заболеваний надо пересмотреть и уточнить его, назвав, какая конкретная симптоматика и какое течение заболевания является препятствием для выполнения обязанностей по воспитанию детей", - отметила Ирина Хвостова.
Она подчеркнула, что в идеале перечень должен содержать не диагнозы психических расстройств, а четкие критерии, такие как степень нарушения функций, степень нарушения социальной адаптации и степень несостоятельности именно в вопросах воспитания ребенка. Возможно, стоит расширить возможности врачебно-консультационной комиссии (ВКК), которая дает заключение для суда, от пассивной констатации факта включенности расстройства в перечень, до высказывания мнения врачей в каждом конкретном случае.
По официальной статистике, психическими расстройствами страдают около 12-15% населения любой страны, а по данным отчета Всемирной организации здравоохранения о состоянии психического здоровья населения планеты, они поражают в тот или иной период жизни более 25% людей. Больше всех от неприятия обществом страдают люди с диагнозом шизофрения. При их комплексном лечении и реабилитации отмечается полное выздоровление в 25% случаев, значительно улучшается состояние и восстанавливается нормальный уровень функционирования в обществе у 35% пациентов. При правильном отношении к людям с умственной отсталостью около 70% могут социально адаптироваться.