Официальный Минск не собирается сотрудничать с спецдокладчиком Совета ООН по Беларуси Миклошем Харашти.
Об этом заявил на днях постоянный представитель Беларуси при ООН и других международных организациях Михаил Хвостов.
Он сказал, что с учетом своего «политического прошлого» Харашти не сможет беспристрастно и объективно осуществлять свои функции.
Миклош Харашти ответил на вопросы «Радыё Свабода».
- Как вы видите свою роль спецдокладчика по Беларуси?
- Моя роль очень четко определена в мандате: главная задача - собирать факты. Госпожа Пиллэй, Верховный комиссар ООН по вопросам прав человека, в июне подготовила для Совета ООН по правам человека в Женеве очень детальный отчет о ситуации с правами человека в Беларуси. Докладчик должен помочь правительству Беларуси выполнить рекомендации из этого отчета и собрать на месте факты об изменениях, правдиво передать позиции всех участников процесса — правозащитников, правительства...
- Чего, по вашему мнению, может теперь достигнуть международное сообщество в Беларуси?
- Я считаю, что только национальная общность любой страны может достичь подлинного улучшения ситуации с правами человека в своей стране. Роль международного сообщества в том, чтобы помогать правозащитникам и правительствам выполнить международно признанные обязательства каждой страны в сфере прав человека. В современном мире, после Второй мировой войны, страны договорились относительно основных прав человека. Все эти страны подписали международные соглашения в сфере прав человека и обязались сотрудничать с международным сообществом в этом деле. Поэтому я еще раз подчеркиваю, что роль международного сообщества в том, чтобы не диктовать, а помогать правозащитникам и правительствам осуществлять общепризнанные правила, общую сокровищницу международных стандартов в сфере прав человека. Я надеюсь, что мне удастся этого достичь в сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами.
Из личного опыта могу сказать, что моя надежда основывается на том факте, что в прошлом у меня получилось сотрудничать со всеми заинтересованными сторонами в Беларуси. Например, в 2005 году, менее чем за год работы в качестве представителя ОБСЕ по вопросам свободы прессы, я получил приглашение от правительства Беларуси приехать с миссией сбора фактов, и я имел возможность встретиться с представителями правительства на очень высоком уровне. Министр иностранных дел Мартынов был в то время не в Беларуси, но он позвонил мне, чтобы подчеркнуть важность сотрудничества. Я имел возможность встретиться с представителями гражданского общества, прессы. Это доказывает, что сотрудничество возможно, что моя личность признается правительственными кругами так же, как и гражданским обществом. И это наполняет меня надеждой, что мы сможет вновь сотрудничать с участием всех заинтересованных сторон.