Москва и Минск на грани серьезного разлада.
Отношения Владимира Путина и Александра Лукашенко никогда не были особенно благожелательны, но новый конфликт может затмить все предыдущие торговые и нефтегазовые «войны». Вступление России в ВТО ставит белорусскую экономику на грань реальной катастрофы, пишет журналист Максим Швейц в российском издании «The New Times».
Только что Александр Лукашенко пережил серьезную личную драму: вопреки многим комментариям, он был абсолютно всерьез готов пустить в парламент оппозицию. И даже, по слухам, отдал соответствующие указания ответственным сотрудникам своей администрации. Лукашенко отчаянно нуждался в восстановлении диалога с Брюсселем об участии Белоруссии в европейских финансовых и кредитных программах, прерванного после летнего скандала из-за шведского «плюшевого десанта». Парочка выпущенных на свободу политзаключенных плюс горсть оппозиционеров в парламенте — и Европа дрогнет, отчаянно надеялся Лукашенко. Больше надеяться было не на что. Ведь с началом третьего срока Владимира Путина, а особенно после вступления в ВТО, Москва резко ужесточила тон общения с Минском по экономическим вопросам. Вести торг по прежним правилам — лояльность в обмен на преференции — становилось все труднее. Например, раньше белорусские НПЗ безболезненно перепродавали на Запад российские нефтепродукты (в частности, бензин) под видом растворителей и разбавителей — дабы не выплачивать России экспортные пошлины. Этот сверхприбыльный бизнес помог Беларуси вывести в плюс сальдо внешней торговли впервые за шесть лет и сбалансировать бюджет. Но в середине сентября Россия потребовала прекратить «контрабанду на государственном уровне» и отчислять ей пошлины за проданные растворители. Лукашенко пришлось принять эти условия. А вторым ударом для него стал отказ оппозиции участвовать в парламентских выборах 23 сентября, и как следствие — решительное непринятие итогов выборов ЕС и США. После этого вмиг улетучились и надежды на примирение с кредитодающей Европой. Что теперь?
Не по-соседски
В самое ближайшее время — уже зимой-весной — экономика Беларуси неизбежно затрещит по швам, говорят независимые белорусские эксперты. Экономист, руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико приводит в подтверждение несколько фактов. Во-первых, доходы бюджетников в последнее время выросли на 15–20%, в то время как ВВП прибавил только 2,5%. «Лишние» деньги белорусы тут же стали тратить на покупку валюты. Из-за ажиотажного спроса с ней стали возникать перебои. Это уже спровоцировало панику среди населения. Во-вторых, известно, что с 2013 года правительство Беларуси будет сокращать финансирование секторов образования и здравоохранения. Школам придется приготовиться к сокращению учительского состава, больницам — к тому, что больных будут класть в стационар гораздо реже, чем сейчас.
Кроме того, власти готовятся в несколько раз поднять стоимость коммунальных платежей. Мол, выплачивая за услуги ЖКХ в Минске примерно по $50 в месяц, население оплачивает не более 15–20% их себестоимости. Лукашенко недавно предложил: «обычные» граждане будут платить, как платили и до этого, а те, кому доходы позволяют, будут оплачивать в 7–10 раз больше остальных. В конце сентября в Минске уже повысили на 13% плату за проезд на общественном транспорте.
Основной источник проблем — Россия. Ведь на нее приходится более 50% белорусского экспорта, кроме того, восточный сосед позволяет Минску зарабатывать на перепродаже нефтепродуктов в Европу. Теперь Россия вступила в ВТО, и партнеру РФ по Таможенному союзу неизбежно придется столкнуться с очень серьезными проблемами.
Цена союза
В самое ближайшее время Россия начнет отменять некоторую часть своих «антикризисных» пошлин, которые ввела на определенные группы товаров еще в 2009 году, чтобы защитить внутреннего производителя. Поскольку Беларусь является партнером России по Таможенному союзу и имеет с ней Единое экономическое пространство, ей придется гармонизировать с ней часть таможенных тарифов и пошлин. Это значит, что, еще не вступив в ВТО, Беларусь в ближайшие годы обязана снизить уровень тарифной защиты в среднем с 10,7% до 8%, говорят эксперты. По данным белорусского МИДа, по более чем тысяче товарных позиций тарифные обязательства России перед ВТО должны быть снижены на 7–15% по сравнению со ставками Единого таможенного тарифа Таможенного союза. Причем 50 позиций из них являются очень чувствительными для Минска. Еще по 1500 позиций Беларуси, как и России, придется снизить свои тарифные ставки на 4–6,5%. И здесь для Беларуси чувствительными являются 160 продуктов.
«Мы завтра тоже будем в ВТО. Россия, этот гигант, туда бабахнулась. Вы что, хотите сказать: «Мы отгородимся»? — возмущался в разговоре с аграриями Лукашенко во время поездки по молочно-товарным фермам Минской области. Он особо подчеркнул: «Нам нечем подстраховаться: у нас нету ни нефти, ни природного газа, ни золота». «Вот наше золото», — сказал Лукашенко, указав на молочно-товарную ферму.
Беларусь всегда защищала внутренний рынок, за счет этого балансирующие на грани рентабельности государственные предприятия много лет и выживали. Вступление России в ВТО грозит разорением сразу нескольким ключевым отраслям белорусской экономики — от легкой промышленности до производства алкоголя и индустриального сектора. В первую очередь «эффект ВТО» почувствует белорусское грузовое автомобилестроение. В обозримой перспективе — производители фармацевтической продукции, холодильников, телевизоров и т.д. Снижение ставок, правда, будет не одномоментным: это будет происходить на протяжении от двух до семи лет.
Пошлины на сельскохозяйственную технику снизятся в среднем на 5–10%. Независимые эксперты говорят, что Беларусь может потерять российский рынок сельхозтехники, на котором успешно работала. Ведь теперь Россия не имеет права препятствовать поставкам из других стран, а поскольку белорусская продукция неконкурентоспособна, то отрасль ждет падение экспортной выручки. Это может привести к банкротству производителей сельхозтехники Беларуси.
Уже с 22 августа белорусский Минторг прекратил выдачу разовых лицензий на импорт алкогольной продукции — теперь ввозить российскую водку в страну будет гораздо проще. В Минторге не скрывают, что выдача разовых лицензий отменена именно в связи со вступлением России в ВТО и решением Комиссии Таможенного союза. Естественно, в ближайшее время можно ожидать резкого роста импорта алкогольной продукции. Российское пиво уже выдавливает с белорусского рынка местное.
К работе в новых условиях должна готовиться и мясо-молочная отрасль. Россия взяла на себя обязательства по ограничению господдержки сельского хозяйства, и в рамках ЕЭП она будет добиваться аналогичных ограничений и для союзника. В противном случае ей придется защищать свой рынок от белорусской продукции путем квотирования поставок.
Новый кризис
Экономист Леонид Заико говорит, что первые полгода-год эффект от вступления России в ВТО будет не очень заметным. «Основные изменения начнутся через 1,5–2 года. Упадет конкурентоспособность наших аграрных, швейных и других предприятий под наплывом более дешевых товаров в Россию. Это может привести к банкротству белорусских производителей», — уверен экономист.
С ним согласен и независимый экономист Леонид Злотников: «Белорусская экономика менее конкурентоспособна, чем экономика России или Казахстана. И налоги у нас выше, и условия для хозяйств хуже. Например, индивидуальные предприниматели могут нанимать на работу только близких родственников. В России и Казахстане таких ограничений нет. Из-за всего этого наша продукция будет вытесняться с российского рынка. Не сразу, но в течение двух–трех лет ее вытеснят зарубежные товары».
Эксперты не исключают, что в скором времени Беларусь может выйти из Таможенного союза с Россией. Если, конечно, функционеры Кремля «разрешат»...