Брюссельское издание «Euobserver» публикует статью о связях европейских чиновников и бизнеса с белорусским диктатором.
Автор материала — представитель Рабочей группы по инвестициям Комитета международного контроля за ситуацией с правами человека в Беларуси Ольга Захарова. Поскольку статья была опубликована EUobserver с сокращениями, по просьбе charter97.org, автор предоставила полный текст материала:
15 октября ожидается очередное обсуждение возможного расширения ограничительных мер Евросоюза в отношении ряда лиц и предприятий Беларуси. К этому событию всяк готовится по-своему — диктатор послам ЕС одновременно грозит и обещает повернуться лицом, евролоббисты режима хором поют о легитимности и безальтернативности режима в глазах белорусов, европейцы же... говорят о возможных страданиях народа из-за санкций и... о собственной невинности.
Как мы помним, у некоторых стран ЕС рыльце не то, чтобы в пушку, а в белорусских нефтепродуктах, в том числе, в пресловутых растворителях и разбавителях. И этого бизнеса очень не хотелось лишиться. Именно поэтому Латвия, как один из главных импортеров, согласно Белстату, белорусских нефтепродуктов, дважды блокировала принятие решений об ограничительных мерах, выторговав в итоге себе право продолжать помогать режиму зарабатывать деньги - фактически на контрабанде.
Весной под санкции не попали такие конторы приближенного к Лукашенко олигарха Юрия Чижа, как «Трайплэнерго», «Белнефтегаз» и «Неонафта», а также СП в Латвии под названием «Мамас Д», которое «производит» биодизель, подмешивая в российское дизельное топливо растительные добавки и отправляя это добро дальше покупателям.
Какова же цена вопроса?
Первое полугодие этого года ударным трудом на латвийском направлении отметили «Интерсервис» Николая Воробья и «Белнефтегаз» Юрия Чижа. 10 % белорусского экспорта в январе — июле пришлись на Латвию. В долларах это — почти три миллиарда.
Нидерланды, правда, отличились еще больше — 20,3 % белорусского экспорта, и почти 100% из этого - нефтепродукты. Согласно Белстату.
А дальше начинается интересное. Как выяснилось на недавних слушаниях в Амстердаме, голландцы вовсе не считают себя главным импортером из Беларуси в ЕС. Потому что большая часть уходит из этой страны транзитом дальше, к конечным покупателям в других странах.
Действительно, если посмотреть на статистику Нидерландов или Латвии, то окажется, что, например, в 2011 году Латвия, согласно Белстату, импортировала из Беларуси товаров на 3,2 млрд. А согласно латвийской статистики, импорт из РБ был в четыре раза меньше, всего лишь около 800 млн. долларов. Видимо, это как раз то, что осталось в стране. И действительно, зачем в Латвии столько растворителей?
По собственным данным, Нидерланды импортировали из Беларуси в 2011 году товаров на 109 млн долларов. Белстат же говорит о 6 млрд 158 млн долларов. Почувствуйте разницу – в 60 раз!
Тогда зададимся вопросом — а за что так билась Латвия весной на предыдущем раунде обсуждения новых санкций, и почему голландцам так надо выглядеть «белыми и пушистыми» вместо того, чтобы попробовать разобраться, почему такая разница в статистике.
С Латвией у Юрия Чижа давние связи. Его компания «Неонафта» (владелец латвийского СП «Мамас Д») входит в число крупнейших предприятий с белорусским капиталом, действующих в Латвии. В 2009 году Чиж был сопредседателем Латвийско-Белорусского совета по экономическому сотрудничеству. И самое главное — кто сказал, что страна-посредник не зарабатывает на белорусском транзите? Все прошлые годы латвийские лоббисты бились за то, чтобы значительная часть белорусского экспорта шла через порт Вентспилса, а не через литовскую Клайпеду или эстонскую Муугу. И, похоже, они получили свой кусок пирога за свою лояльность.
То же самое можно сказать о Нидерландах, в которых есть крупнейший в Европе порт Роттердам. Согласно исследованию, заказанному в этом году Европарламентом о структуре экономики Беларуси, Нидерланды являются вторым крупнейшим импортером из Беларуси после России, и крупнейшими покупателями являются компании «Трафигура» и Vitol — обе фирмы не с самой лучшей репутацией. Обе были в своё время замечены в обходе санкций в отношении иранской нефти и ряде других скандалов. Компании имеют голландско-швейцарское происхождение. Таким образом, эти компании, импортируя белорусские нефтепродукты в Нидерланды, не только зарабатывают на перепродаже, но и приносят доход Нидерландам, платя налоги и оплачивая портовые услуги. Самое главное — товар оказывается уже «чистым», не имеющим отношения к белорусской диктатуре — и дальше его можно отправлять дальше. Например, в США, компании которых не могли бы покупать такой товар напрямую из Беларуси в силу американских санкций против режима. Вуаля — и нефть оказывается отмытой.
Очевидно, что в этой ситуации никому не хочется делать резких движений. Проще говорить о невозможности обеспечить действенность санкций и о страданиях простых людей в случае действенности этих же санкций.
Таким образом, за первые полгода ЕС «подарил» режиму 8 млрд. долларов положительного сальдо белорусской торговли с европейскими странами. Как и предупреждали правозащитники, Лукашенко вновь обманул всех и смог дотянуть с таким европейским подарком до осенних «выборов», не выпустив никого из политзаключенных и не пойдя навстречу другим требованиям Запада. И только после «выборов», когда стало очевидно, что вновь надвигается кризис, что валюты в стране опять не хватает, что Россия перекрывает кран для контрабанды нефтепродуктов и будет к зиме выставлять жесткие условия, из тюрьмы были выпущены два человека и вновь зазвучали полутребования- полуреверансы в адрес Запада.
Классические лукашенковские «качели» Восток-Запад и бесчеловечная торговля заложниками продолжается. Тем временем белорусский народ действительно страдает – но не от экономических мер Запада, а от нелегитимной и преступной власти. Для диктатора сейчас главное – не допустить расширения санкций ЕС, продолжить зарабатывать на европейской политической непоследовательности и банальной жадности. Ради этого можно снова говорить много слов о добрососедстве и надежном партнерстве и наобещать много чего. Ведь обещать – не значит выполнять. Казалось бы, в случае с Лукашенко это все должны были бы давно уяснить…
А Запад вновь обманываться рад? 15 октября из Брюсселя будет получен ответ на этот вопрос.