Диалог Литвы с режимом Лукашенко возможен только после безусловного освобождения и реабилитации всех политзаключенных.
Министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис ответил на вопросы «Радыё Свобода».
- Будут ли изменения в политике Литвы в отношении Беларуси после выборов, которые недавно прошли в вашей стране?
- Литва является частью ЕС и разделяет его внешнюю политику. Как вы знаете, ЕС в настоящее время реализует политику критического взаимодействия в отношении Беларуси из-за репрессий белорусских властей в отношении гражданского общества и нарушений гражданских прав. Условия для изменения этой политики очень ясны: безусловное освобождение и реабилитация всех политических заключенных в Беларуси.
- Ожидаете ли вы каких-либо шагов в сторону либерализации от режима Лукашенко?
- Ну, в первую очередь, вы должны адресовать этот вопрос господину Лукашенко!
Честно говоря, у меня нет никаких ожиданий от Лукашенко. За последние 10-15 лет мы могли наблюдать несколько «détentes», которые заканчивались в строго одинаковой манере - новыми репрессиями против остатков гражданского общества. Конечно, я не исключаю возможности еще одной так называемой «либерализации», что не будет большим, чем просто обычным началом игры «с нуля», когда Лукашенко будет пытаться получить новые экономические уступки, угрожая Путину «флиртом» с Евросоюзом. Я думаю, что только единая и сильная оппозиция при поддержке политики ЕС могла бы заставить режим сделать некоторые либеральные реформы.
- Возможно ли влияние Евросоюза на Беларусь через Москву? Является ли Лукашенко независимым диктатором, либо он марионетка Москвы?
- Я бы предложил разделить эти два вопроса. Я хотел бы начать со второго.
Вся экономика Беларуси привязана к России через различные субсидии либо усиленный контроль производства. Если Россия приведет свои экономические отношения с Беларусью на те же основания, как отношения с Литвой или какой угодно другой европейской страной, белорусская экономика рухнет. Без сомнения - как и Лукашенко, Путин знает это очень хорошо. И это определяет степень независимости Лукашенко.
И, что касается первого вопроса - вы видите, что на Беларусь можно было бы очень легко повлиять через Москву. Но разве Евросоюз должен влиять таким образом? Мы заинтересованы в демократической Беларуси с полностью дееспособной рыночной экономикой и верховенством закона. И, к сожалению, нынешняя Россия не в состоянии помочь нам достичь вышеупомянутой цели.
- Господин Ажубалис, недавно вы высказали предложение о новом центре власти за пределами Республики Беларусь - что именно вы имели в виду?
- Я не стал уточнять, что этот альтернативный центр власти должен работать за пределами Беларуси, но я с вами согласен. Автократический белорусский режим просто не оставляет места для существенной гражданской деятельности внутри страны. Многие активисты оппозиции и гражданского общества вынуждены работать за пределами Беларуси - в Литве и других демократических странах. В таких обстоятельствах было бы неудивительно, если процесс объединения оппозиции проходил бы за границей. Оппозиция и гражданское общество при содействии демократических стран могла бы выработать единую стратегию, привлекательную для белорусского общества, быть реальной и жизнеспособной альтернативой нынешнему режиму. Только тогда, я считаю, демократия имеет шанс выиграть в Беларуси.