Белорусам достаточно приехать в соседнюю Литву, чтобы убедиться в лжи официальной пропаганды.
«Белорусская пропаганда постоянно очерняет Балтию, но наши люди об этих странах очень высокого мнения. Более того, белорусы схожи с латышами и эстонцами своей сдержанностью, а с литовцами — хозяйственностью», - заявил в интервью порталу TVNET Станислав Шушкевич, первый глава Республики Беларусь, доцент, профессор, политический деятель, подписавший в 1991 году Беловежские соглашения о ликвидации СССР.
- У нас в Латвии постоянно твердят, что латышский язык может исчезнуть, периодически вспыхивают русско-латышские «языковые войны». Похожая ситуация и в Эстонии. А как обстоят дела с государственным языком, национальной культурой в Белоруссии? Создается впечатление, что они практически исчезли...
- К сожалению, мы слишком давно находимся под Россией, с момента третьего раздела Польши (1795 год). Про то, как уничтожалась белорусскость, я бы сказал, «нет повести печальнее на свете». Белорусская интеллигенция целенаправленно уничтожается с 1802 года.
Вторая проблема в том, что западная белорусская диаспора, белорусы, живущие в США и Канаде, говорят и пишут немного на другом белорусском языке, который был до 1937 года, когда произошла языковая реформа. Поэтому существуют две белорусские грамматики, что тоже усугубляет языковую проблему. Я попытался написать обо всем этом книгу, возможно, она скоро выйдет в Москве.
Процесс уничтожения белорусскости продолжается и сейчас, в первую очередь, благодаря Лукашенко. Сам он плохо знает белорусский язык, иногда пренебрежительно о нем высказывается. Также плохо знают национальный язык и те сатрапы, которые его окружают. Так что русификация, которая у нас ведется очень давно, приобрела фантастические размеры. В Беларуси разогнаны Союз писателей, Союз художников, на их месте созданы организации, в которых состоит убогая, пролукашенкоквская «интеллигенция».
Даже в советское время ничего похожего у нас не было.
- Страны Балтии, особенно, очевидно, Литва, - что они значат для Беларуси в политическом, экономическом, скажем так, «постсоветском» смысле? Как в Вашей стране смотрят на своих ближайших северных соседей из ЕС?
- Наша официальная пропаганда постоянно трубит о том, что страны Балтии жутко отсталые, люди живут там очень плохо, а в Беларуси они живут несравненно лучше. Но ведь эта ложь очень легко разоблачаема. Жителям Беларуси попасть в Литву относительно легко. Они приезжают в Вильнюс или Каунас, все видят своими глазами, сравнивают, и это сравнение очень далеко не в пользу Беларуси.
Что касается Латвии, здесь немного сложнее, - она и подальше, и граница у нас поменьше, ну а Эстония для нас вообще трудно достижима.
Для Беларуси Балтия является достойным примером того, как интеллигенция должна бороться за государственную независимость, свои язык, культуру, национальное достоинство, развивать и укреплять их. Я много работал вместе с прибалтами, уж простите, что так вас называю, как в советское время, так и сейчас, уважаю их и остаюсь о них самого высокого мнения.
Понимаете, у ваших стран есть одно историческое преимущество, - Балтия не теряла государственность так надолго, насколько теряла ее Беларусь. Да, ваша интеллигенция тоже истреблялась, но не настолько безжалостно, как у нас.
Конечно, поляки, украинцы, русские нам ближе, как по ментальности, так и по языку, но мне кажется, у нас есть и нечто схожее и с прибалтами.
Например, хозяйственность белорусов похожа на литовскую, некая сдержанность — на латышскую и эстонскую. Скажу так: Литва, Латвия и Эстония очень хорошие примеры для подражания, но не для обезьянничания.
- Срок государственной независимости Латвии и Эстонии крайне мал, можно сказать, она еще в эмбриональном состоянии. Этого нельзя сказать ни о Литве, ни о Беларуси, входивших в такую империю, как Речь Посполитая. Сохранился ли еще в исторической памяти белорусов некий имперский, независимый дух? Например, у ваших ближайших соседей, литовцев, его до сих пор, хоть отбавляй...
- Да, государственность в Латвии имеет небольшой срок, но государство успешно лишь тогда, когда его граждане чувствуют себя в нем комфортно во всех смыслах. Возьмите Финляндию, она побольше Латвии, но ведь независимость тоже получила только после Октябрьской революции 1917 года, то есть тогда же, когда и Ваша страна. Но финны очень сильно держались за свою независимость, не побоялись вступить в войну с СССР в 1939-1940 годах, и хоть потеряли в ней 11% своей территории, тем не менее, не утратили самого главного — государственной свободы.
Говоря о Беларуси, с горечью приходится признать, что из самосознания нашего народа историческая принадлежность к великому государству и этот дух, о котором Вы говорите, очень крепко и очень долго выбивали. А ведь своей богатейшей историей может и должен гордиться каждый белорус! Может быть, Вы не знаете, но, например, христианство в Беларуси на 500 лет старше, чем в Литве.
...Этот дух и историческую память продолжают выбивать из белорусов и по сей день. И я пока не вижу, как и когда что-то может у нас измениться. После рокировки в Москве, когда к власти снова пришел Путин, позиции Лукашенко снова остаются очень крепкими. В России нарушения демократии еще похлеще, чем в Беларуси, просто они завернуты в более изящную упаковку, так что наш правитель чувствует себя уверенно.
- Вы смело называете Лукашенко преступником, активно работаете в оппозиции, читаете обличительные лекции, но никаких карательных мер к Вам со стороны режима не применяется. Даже в ЕС можете свободно выезжать. Это благодаря Вашему статусу и известному имени?
- Да о чем Вы говорите?! Я в течение полугода должен был окольными путями выбираться из Беларуси, чтобы куда-нибудь съездить, поскольку, как выяснилось, попал в специальную базу данных наших служб госбезопасности. В Европу мне приходилось добираться через страны Балтии и Россию. В конце-концов, разозлившись, стал выяснять, почему попал в список «невыездных», и оказалось, что я фигурирую, как человек, к которому предъявлен судебный иск. Простите, но ко мне никто никогда не предъявлял никаких исков! Потом передо мной извинились, объяснив все ошибкой компьютера. Это как же так компьютер смог «по ошибке» внести меня в «черный список»? Кстати, такие «ошибки» почему-то касаются лишь тех, кто состоит в оппозиции и противостоит режиму...
А как нам объясняют на границе, почему не выпускают из Беларуси? Командир заставы спокойно так говорит: да, я понимаю, что нарушаю Конституцию, но у меня приказ, а я человек военный.
Далее, об «отсутствии карательных санкций». Указом Лукашенко я фактически лишен пенсии. Хотите посмеяться? Моя государственная пенсия составляет... 0,4 евро, то есть, 40 центов!
- Так как Вам, бывшему первому руководителю независимого государства, доценту, профессору, ученому живется в сегодняшней Беларуси?
- Я очень рад, что когда входил во власть, не приобрел новых друзей, но счастлив, что никого не потерял из старых. Заработать же я могу, выезжая за границу, читая там лекции...