Визит верховного комиссара ЕС в Минск продолжают активно обсуждать белорусские СМИ.
Лорда Белла теперь можно уволить за ненадобностью: его работу по улучшению международного имиджа Беларуси выполняет Солана. Итак, мы больше не «последняя диктатура Европы». Генсек Совета ЕС не приедет в диктатуру, чтобы пожать руку ее первым лицам, пишет интернет-газета агентства БелаПАН «Белорусские новости».
После встреч с руководством Беларуси, оппозиционными политиками и правозащитниками Солана не мог не встретиться с представителями независимых СМИ. Правда, в узком кругу и на полчаса.
Встреча с журналистами стала такой же символической, как и с чиновниками. Опытный дипломат Хавьер Солана, конечно, много улыбался и блестяще не отвечал на вопросы.
— Ваше первое впечатление о Лукашенко?
— Наша встреча не была первой.
— Какие сложные вопросы вы обсуждали?
— Беседа была конфиденциальной. Могу вас заверить, что сложные вопросы мы называли сложными, а то, что следует изменить, обсуждали как то, что следует изменить.
— Обсуждались ли стратегия, как отношения Беларуси и ЕС будут развиваться?
— У ЕС есть стратегия в отношении стран Восточной Европы. И, надеюсь, у стран Восточной Европы есть стратегия о развитии связей с ЕС. Это процесс, путешествие, о котором можно судить по его завершении.
— Почему открытым диалог стал именно сейчас?
— Потому, что он сейчас стал открытым.
— Раньше Беларусь во внешней политике ориентировалась на Восток, как Вы объясняете поворот на Запад?
— Я не должен это объяснять, пусть другие объясняют. Но я очень рад, что нет ничего несовместимого.
— Перед Вашим приездом нарушались права человека, вы обсуждали это с властями?
— Послушайте, все, что должно было быть сказано, было сказано. Все, что надо было прокомментировать, было прокомментировано. Все, что следовало бы критиковать, критиковалось. Визит я считаю конструктивным.
— Инициатива Восточного партнерства — противоположность «союзному государству» Беларуси и России. Вы говорили об этом с Лукашенко?
— С президентом мы поговорили очень конструктивно. А на прошлой неделе я был в Москве.
Но Восточное партнерство не сходило с языка: о нем говорили и белорусские официальные лица. Похоже, новая политика ЕС и ее возможности для всех сторон стали центральной темой визита в Минск. Восточное партнерство — инициатива выгодная и в экономическом, и в политическом, и торговом плане, искушал Солана. Мол, она как беспроигрышная лотерея — все участники выигрывают.
Солана подчеркнул, что не вел в Минске переговоры, поскольку провел в белорусской столице всего-то пять рабочих часов. Они не бумаги подписывали, а обменивались мнениями и настраивались «на одну волну», приходили к общему знаменателю для развития отношений.
Верховный представитель ЕС заверил, что между еврочиновниками и белорусскими властями нет запретных тем, обсуждается и комментируется всё. «Конечно, не все вопросы решены! Мы же для этого и начинаем процесс (нормализации взаимодействия), чтобы их все разрешить», — уверен Солана.
В марте пройдет уже третья по счету «тройка» по линии Беларусь-ЕС, где будет заново обсуждаться вся повестка дня двухсторонних отношений, в частности, как пообещал генсек Совета ЕС, соблюдение прав человека. А главу МИД Беларуси ожидают командировки в Рим и другие столицы стран ЕС.
Спросили журналисты у Соланы и о его самом сильном впечатлении от Минска. И здесь Солане было, что рассказать:
«Я приехал очень поздно вечером. Но с очень широко открытыми глазами. Помню автотрассу из аэропорта и первый резкий поворот... И я понял — сначала мы ехали на север, потом на запад — в другую сторону от Москвы. И я прекрасно понял, где я, где Берлин, где Польша. Вокруг равнинные поля, и я представил битвы, которые здесь происходили, и страдания, которые они принесли… Во времена походов Наполеона, в ходе Второй мировой войны... Вот о чем я думал, когда ехали в город. А Минск? Здесь чистый воздух — это хорошо и для легких, и для мозга».
«Надеюсь, что еще вернусь в Беларусь!» — сказал генсек Совета ЕС.
В ходе беседы с журналистами Хавьер Солана рисовал на листе бумаги перед собой стрелку. Указывала она как раз на восток, как бы подтверждая новый приоритетный вектор Брюсселя… А, значит, Солана улетел, но еще вернется.