Евросоюз должен расширить санкции на всех «кошельков» Лукашенко.
Государства-члены ЕС должны подняться над национальными интересами для того, чтобы ликвидировать каналы, которые режим Лукашенко использует для своего финансирования.
Преследование активистов оппозиции и гражданского общества является характерной чертой повседневной жизни в Беларуси после президентских выборов, прошедших в декабре 2010 года. Десятки людей, чьим единственным «преступлением» были призывы к соблюдению демократических норм, были брошены в тюрьмы. Многих там подвергали пыткам с целью получения нужных показаний, пишет член Комитета по международным делам Европарламента Вернер Шульц в издании Public Service Europe (перевод - charter97.org).
Стратегия Европейского Союза сейчас состоит из двух направлений: давление на режим и поддержка гражданского общества и политической оппозиции. На последнее были направлены многие инициативы. Помощь белорусскому гражданскому обществу выросла в 4 раза — до ?19 миллионов, ведутся дискуссии об упрощении выдачи виз. Для усиления давления на режим ЕС в начале 2011 и в марте 2012 годов ввел для ряда белорусских чиновников запреты на въезд и заморозил их активы. В октябре Совет ЕС продлил санкции в отношении 243 лиц и 32 компаний из Беларуси.
Но санкции ЕС не остановили нарушений, фактически они провалились. Министр внутренних дел Беларуси ездил на конференцию Интерпола в Лионе в прошлом году. Сыновья Лукашенко, внесенные в «черный список», спокойно ездят по миру в качестве членов Национального Олимпийского комитета Беларуси. Замораживание счетов — особенно в некоторых странах ЕС — тоже спорный вопрос. Никто в Европейской комиссии не знает точно, какие именно средства были заблокированы тем или иным банком.
Кроме того, несмотря на политическую изоляцию, торговля между ЕС и Беларусью процветает. Белорусский экспорт в страны Евросоюза вырос на 221 процент в прошлом году. Только в первом полугодии этого года европейские страны подарили Лукашенко $8 миллиардов дохода от внешней торговли с ЕС, объемы которой значительно превышают белорусский экспорт в Россию.
Бизнес процветает и в других направлениях — например, в инвестициях от британских и немецких банков и компаний.
Как правило, хорошие показатели торговли являются ключом к экономической стабильности и к процветанию страны. Но из-за того, что товары и прибыль сосредоточены в руках режима, торговля укрепляет в первую очередь существующую систему. С торговым дефицитом в 4,5 миллиардов ЕС был главной опорой Лукашенко в 2011 году, что, в результате, обеспечило его выживание.
Европа должна принять более целенаправленные действия.
Фактически олигархов, которые обеспечивают важный для режима экспорт и приток иностранного капитала в страну, не так уже и много. Во многих случаях это бывшие функционеры спецслужб. Экономические санкции против Лукашенко и его «кошельков» могут иметь желаемый эффект. Белорусский режим не сможет их обойти за счет расширения отношений с Россией, потому что практически весь экспорт ориентирован на Запад, в первую очередь в таких важных отраслях, как производство калийных удобрений и нефтепереработка.
Но государства-члены ЕС разделены и эгоистичны, когда дело доходит до внесения большего числа «кошельков» Лукашенко в «черный список». Латвия является основным импортером белорусских нефтепродуктов и в прошлом блокировала принятие санкций, что позволило лукашенковским олигархам зарабатывать деньги на конрабанде нефтепродуктов. Санкции ЕС, которые были приняты весной, не распространились на ряд компаний, принадлежащих близкому к Лукашенко олигарху Юрию Чижу. Среди них «Трайплэнерго», «Белнефтегаз» и «Неонафта». Также в список не попало Mamas D, совместное предприятие в Латвии, которое делает «биодизель» путем смешивания русского дизеля с биодобавками. Словения защитила другую компанию Чижа, которая имела контракты в словенской строительной отрасли.
Европейские страны должны преодолеть свои национальные интересы и перекрыть каналы, которые режим Лукашенко использует для своего финансирования. Это то, чего хотят в белорусской оппозиции. И для Европы такие шаги будут последовательным продвижением фундаментальных ценностей — таких, как права человека и демократия.