Василий Уткин посмотрел матч БАТЭ – «Валенсия» и теперь делится своими впечатлениями от команды Виктора Гончаренко.
Статья комментатора появилась в его блоге на Sports.ru:
День мой не то чтоб не задался, но что-то не то. Мир перевернулся: вчера играл БАТЭ, а телефон молчит. Три недели назад звонил не переставая, всем в Беларуси надо было знать, что я думаю о победе над «Баварией». Ну, не прямо вот всем, а тем, кто думает, что знает, что же хотят знать все. Не останавливало в разговоре даже мое честное признание в том, что накануне я смотрел другие матчи.
Топ-топ, ребята. А для чего же я за эти три недели, интересно, посмотрел-таки матч с «Баварией»? Для чего же я спешил из Лужников не пимши, не жрамши домой, благо живу не особенно далеко, на игру БАТЭ – «Валенсия»?
Да в общем-то ни для чего особенного. Интересно было. А теперь выхода-то нет, надо рассказывать.
Ничего особенного в пути от команды, которой все восхищаются и называют открытием, к нормальному бытованию этой команды, к повседневной, конечно, нет. И в краткости этого пути – три недели – тоже. Это обычная футбольная жизнь: открытий все мы ждем, мы и обманываться даже рады (хотя какая тут обманка – грохнули «Баварию», взяли шесть очков в двух матчах – а все ждали, что будут их раздаривать, как яблоки-паданцы) – но это ведь просто увлечение, и новый день приносит новые... «Селтик», милый «Селтик», чуть не указал Виланове, кто он есть на самом деле. Вот новый герой. И еще сегодня игровой день.
Наверняка кому-то из футболистов уже снился благостный сон, как он сотоварищи выходит на четвертьфинальный матч Лиги... Мне б на их месте он бы снился каждый день
Но что всё-таки случилось в Минске и как к этому относиться? Ведь все было по-честному. И «Бавария» играла мощно, хотя и несколько исступленно – но какая разница. И что Роберто Сольдадо под настроение может команды пачками казнить, так и не становясь от этого великим игроком – тоже не новость. Один момент – три гола. Он когда с поля уходил, за секунды до этого мимо ворот пробил – так это был его первый промах. До того шесть в створ ворот и три из них – голы. С ним такое бывает, ничего нового; но как же так – там победа, тут разгром...
И ведь не скажешь, что с БАТЭ что-то случилось. Нет, так же бежали. В глаза я не мастак заглядывать, но те, кто это любит и умет, говорят – горели. Старание вообще черта белорусского футбола и БАТЭ – в частности. Команда была готова к матчу с «Валенсией» ровно в той же степени, что и к приему мюнхенцев; мы можем только предполагать какие-то невидимые миру психологические причины – наверняка ведь кому-то из футболистов уже снился благостный сон, как он сотоварищи выходит на четвертьфинальный матч Лиги... Ну, не мог же не сниться. Мне б на их месте он бы снился каждый день – я поэтому так уверенно предполагаю. Люди же. Но психологический подтекст есть всегда. Это неизбежный фон большого турнира, тем более – для маленькой команды...
Нет, дело в другом. Дело в том, что БАТЭ может делать только то, что умеет. А умеет она примерно в рамках «Амкара». Она и есть «Амкар» – не в любой момент его пермской жизни, конечно, но всё ж. Заводская команда, и аббревиатура, кстати, что там, что тут. Не надо усматривать в этом снобизм, я просто за то, чтобы называть вещи своими именами.
Нормальная натасканная команда. Готовая разжимать свою пружину, быстро разворачивать контратаку. У своих ворот – терпеливая. В целом – самоотверженная. Когда из этой нехитрой игры никто не выпадает, когда в ней нет слабого места, и очень желательно, чтобы она первой забила – все возможно. При несоблюдении любого из условий тоже все возможно. Но уже с другим, так сказать, выражением лица.
Дело в том, что БАТЭ может делать только то, что умеет. А умеет она примерно в рамках «Амкара». Она и есть «Амкар».
И я говорил и говорю: преувеличенная фигура ваш Виктор Гончаренко, уважаемые мои любители неожиданного и прекрасного. Он человек молодой, как Бог любой грех простить может – так и любой молодой человек может развиваться. Но все, что он в данный момент демонстрирует, обнаруживает не мастера, а ремесленника, точно так же, как человек, который умеет делать только, скажем, плов – он не повар, а в первую очередь узбек-молодец. Вот его команда, простая и надежная, как табурет. Взмахнув каковым, ухайдакали одну команду, а другая уже не далась – дверь открыла, а сама погодила, пока с табуреткой-то в руках хозяин мимо хлопнулся.
А в облике команды не появилось ничего нового за все прошедшее время, ни за три недели, ни за эти годы. В ней либо хватает компонентов для вот этого самого привычного плова, он же табурет, либо нет. Гончаренко делает запланированные замены по часам. Он не может никак перестроить свою команду, ни по ходу игры, ни в принципе. И игроки, которые себя проявляют в ней, не в состоянии себя проявить больше нигде, хотя поводы попробовать были.
Это предосудительно? Да нисколько. Надо просто отдавать себе в этом отчет.
Чтобы выстрелить сейчас в стартовых турах, потребовалось снова собрать воедино всех тех, кто уже когда-то тут был. Кого не нужно заново учить, тех, кто уже ничего и нигде ещё не показал сопоставимого. Я почитал прессу белорусскую сегодня; очень правильная мысль – сужает пространство для тренерского маневра непременная замена полузащитника Лихтаровича, который важен для конструкции, но не выдерживает – в силу возраста – весь матч.
Я говорил и говорю: преувеличенная фигура ваш Виктор Гончаренко, уважаемые мои любители неожиданного и прекрасного.
У меня вопрос: все-таки Лихтарович не перл творения. Добротный игрок, наверняка уважаемый коллегами профессионал. Не думаю, что таких в мире мало. Может быть, прикупить стоило кого-ито на эту позицию? По бюджету, недорогого. Не может быть, чтоб это было невозможно. Ну, не может быть.
Но это надо а) уметь и б) хотеть. И рано или поздно придется это сделать, потому что совершенно точно – Лихтарович не помолодеет. Тот, кто не сделал этого вчера, просто отложил проблему на завтра. Какое тут, спрашивается, развитие? Какие идеи, эксперименты, в чем тут, в частности, тренер, – я вообще не очень понимаю. Я не к игроку прицепился, нет – это просто очень характерный штрих, легко развиваемый в пунктир. Точно так же очевидно, что нападающим БАТЭ не хватает мастерства, чтобы стабильно преобразовывать в голы усилия команды. Вот Брессан – игрок, который обладает необходимым мастерством, чтоб хотя бы регулярно точно бить. Да, он не форвард острия; да, у него ограничения по объему потенциальной работы – ну, так вот и задача для тренера, сыскать, как это заработает – а то случаев мало вокруг. Для клуба – еще одного Брессана разыскать, как-то ве5дь этого нашли – теперь вот на острие.
Ну, если мы говорим, конечно, о футбольной команде. А не о феномене дрессуры.
С пониманием этих особенностей процесса можно действительно поздравить команду с удивительным выступлением на старте Лиги. Это большой успех, колоссальный – для клуба и страны. Но для чемпионской Лиги успех этот не открытие новой страницы, а ухаб на дороге. Ехали парни на мерседесе, сильно стукнулись головой. Вспомнят – посмеются приключению.