После освобождения Роман Ментюк, осужденный за таран «живого щита», рассказал, что думает о приговоре и когда сядет за руль автомобиля.
Ментюк дал телефонное интервью TUT.by.
- Что сегодня, спустя четыре года после «живого щита» скажете об уголовном деле и приговоре?
- Меня судили, устроив шоу. В колонии на протяжении полутора лет направляли в ШИЗО, укатали так, что я не мог понять, где нахожусь. Наказывали за пуговицы, за вынос продуктов из столовой в виде куска хлеба, который нам дают.
- Все из-за того, что двое инспекторов ГАИ понесли наказание после совершенного вами ДТП?
- Вину свою я осознаю и понимаю, что вел себя безответственно. Однако меня выставили преступником, не разбираясь в произошедшем. А ведь за то, что я совершил - не подчинился приказу ГАИ об остановке и гнал на большой скорости нельзя лишать свободы на 5 лет! Я не мог даже предположить, что машины не едут, а стоят - без аварийной сигнализации, без габаритов, прямо на дороге, никак не обозначенные. На следственном эксперименте, проведенном днем и без моего присутствия, заключили: транспортные средства видны с расстояния 0,5 км. Да я с километр их мог увидеть, только что с того, если непонятно, что машины - стояли? Неужели вы думаете, что я за две недели до свадьбы решил всех убить? Тогда меня в дурдом надо садить, а не в тюрьму! Но это я теперь понимаю, что меня никто не хотел слушать.
Сотрудники ГАИ должны были понимать, что делают, останавливая автомобили на дороге. Я понял, что происходит, когда до столкновения осталось 10 метров. Это как в детстве, когда ради шутки пацаны в деревне натягивали проволоку на пути мотоцикла - ты едешь, ничего не видишь и вдруг – авария.
- Неужели будете оспаривать даже нарушение ПДД в виде неподчинения приказу инспектора ГАИ об остановке?
- Нет. Но это нарушение не повлекло аварии, я даже мухи не задел! Да, я превысил скорость, но это еще не дает права подбрасывать под колеса людей.
– А вот сотрудники ГАИ, комментируя погоню, заявили, что, остановив вас, инспекторы предотвратили аварию с более тяжелыми последствиями, которая могла произойти в городе…
- Давайте сперва разберемся с тем, что произошло. Я виноват, заслужил свой срок, отсидел его и очень рад, что в той аварии не погибла маленькая девочка из BMW, не погиб вообще никто. А версий о том, что могло произойти, можно выдвинуть много. Но ведь этого не случилось.
- Как к вам, осужденному по громкому делу, относились в местах лишения свободы?
- В колонии нет такого, чтобы кого-то воспринимали нормально, а кого-то - ненормально, прямо в лицо никто ничего не выскажет. Месяц после суда я провел в исправительной колонии №9 в Горках, потом был переведен в колонию Волковыска. Относились ко мне нормально, у каждого свой срок, своя проблема. Ничего особенного не происходило.
- И даже интереса к уголовному делу не проявляли?
- Почему, всем было интересно, правду ли написали в газетах о том, что «водитель ехал и решил ударить в машины». Я рассказывал, как было на самом деле и осужденные соглашались: да, виноват, но преступления не совершал. Состояние у меня, кстати, было нормальное - я уверенно вел автомобиль, обгонял. Это потом все списали на пьянку. А мы бутылку выпили на шестерых.
- Что показала экспертиза?
- Больше 0,5 промилле...
- Вспоминая погоню во время суда, ваша супруга Ольга, с которой вы сегодня в разводе, отметила, что просила вас остановиться, но ее жених все ускорялся, не замечая ничего, кроме дороги…
- Поймите, мы готовились расписаться, было очень сложно добиться расположения будущих родственников, они люди строгие. Мы подготовились к свадьбе, съездили за свидетелями, я очень боялся, что будут какие-то проблемы. И вдруг - погоня! Я сперва не поверил - какая еще ГАИ ночью в лесу? Поняв, что нас преследует «Лада», решил скрыться - сколько раз такое бывает. И тут - стоят. Даже опытный водитель не мог такого предположить! Я крутанул руль, пространства для движения нет… После удара ничего не помню.
- Почему вы с Ольгой решили скрыться от следствия?
- Изначально никто не скрывался - мы лежали в больнице, потом поехали домой, поженились. Потом пошли в ГАИ, узнав о штрафе - за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения и нарушение ПДД - не помню точно, какого… Кстати, вы не знаете, почему в колонии этих денег никто не требовал, сообщив о выплате после моего выхода на свободу? Это вообще законно, что я отсидел срок и должен заплатить деньги?
- Предъявил ли отец Ольги - хозяин автомобиля VW Golf, за рулем которого вы сидели, компенсацию за разбитую машину?
- Нет - автомобиль разбит по вине его дочери, передавшей мне право управления, ее за это осудили.
- Это правда, что, расставшись с Ольгой, которая воспитывает вашего общего сына, вы снова женились и воспитываете ребенка от второго брака?
- Да. Речь идет о моей первой девушке, которая была до Ольги и которая дождалась меня из колонии, у нас сын. Мы еще не женаты - я всего месяц на свободе, даже за развод не успел заплатить.
- Комментируя причины «живого щита», один из сотрудников МВД сообщил, что у вас, трижды судимого, якобы произошел какой-то конфликт с осужденными. Мол, и скрыться вы пытались только потому, что боялись нового срока и мести. Это правда?
- Нет. Но воображение у милиционера хорошее, ничего не скажешь.
- По каким статьям судимы?
- Кража, из-за которой я, 17-летний ученик ПТУ, на 5 лет был направлен в колонию, угон автомобиля (3 года лишения свободы) и хулиганство (3 месяца ареста).
- Решили остепениться, устроившись грузчиком в магазине?
- Это временно - планирую вернуться к занятию строительством. Соберу людей, которые были со мной, накоплю денег - и начну работать.
- А на права учиться пойдете?
- Хотел, но мне сказали, что по приговору я лишен прав на пять лет и срок начинается после моего освобождения. Признаюсь, это было неприятным сюрпризом.
- То есть на курсы в автошколе все же запишетесь?
- Не я - жена. Поживем - купим и машину.
- За рулем которой вы однажды окажетесь, как это произошло 2 марта 2008 года?
- Прав у меня нет, зато есть опыт. Я знаю, что может произойти, и никогда так больше не поступлю.