Соединенным Штатам стоит уделять больше внимания Беларуси.
Было бы неправильно сказать, что Соединенные Штаты не делают ничего, чтобы изменить ситуацию в бывших советских республиках: Конгресс США принял Акт о демократии в Беларуси, американцы и их европейские союзники ввели санкции в отношении режима Александра Лукашенко, которого бывший государственный секретарь США Кондолиза Райс назвала последним диктатором Европы, пишет журналист Антон Тарас в чешском англоязычном издании The Prague Post (перевод - charter97.org).
Но существующих мер недостаточно. В последние годы масштабы репрессий в системе Лукашенко выросли до беспрецедентного уровня. Пользуясь сильной поддержкой Кремля, Лукашенко, похоже, верит в то, что его клан будет править вечно.
Почему это должно касаться администрации в Вашингтоне?
Лукашенко удалось адаптировать советскую социалистическую (его правительство называет ее «социальной») модель в 21 веке. Правители стран третьего мира могут взять ее в качестве примера и задуматься над построением ее в своих государствах.
Лукашенко уже показал плохой пример для лидеров в своем регионе. Глядя на него и, увидев слабую реакцию Запада на расширение полномочий белорусского правителя, украинский президент Виктор Янукович склоняется к авторитарному стилю управления. И Россия Владимира Путина открыто заимствует репрессивные приемы из арсенала Лукашенко.
В последнее время в России запущен проект Евразийского союза. По словам Путина, это объединение может стать «одним из полюсов современного мира... выступая в качестве эффективного моста между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом». В проекте участвуют Россия, Казахстан и Беларусь. Ни одну из этих трех стран нельзя отнести к полностью демократическим.
Оставаясь в одиночестве, ни белорусская, ни казахстанская тирании не смогут просуществовать долго. Но в союзе тираны могут продлить свое правление на неопределенный срок, делиться опытом и оказывать поддержку другим недемократическим режимам. Беларусь уже помогает Венесуэле создать свою систему ПВО и поддерживает тесные связи с Ираном.
Когда Лукашенко стал президентом в 1994 году, белорусские интеллектуалы пытались донести до Соединенных Штатов и их союзников: если они не помешают авторитарному лидеру, то получат деспота, похожего на Гитлера по соседству с Европой. Возможно, это сравнение кажется преувеличенным, но факт остается фактом: в Европе 21 века нет места диктатуре, даже в государствах, которые кажутся «незначительными» игроками.