Белорусская экономика не желает расти. Исходя из сентябрьских данных, годовые темпы роста ВВП -- 2,5%. А надо обеспечить 5,5%.
В следующем году необходимо обеспечить рост экономики и вовсе на 8,5%.
Иначе не выйдем на рубежи, запланированные на пятилетку так называемым Всебелорусским народным собранием. Какие бы коррективы ни вносила жизнь, выполнить -- и точка! Любой ценой, кровь из носа. Потому что записано. Народ решил. Таков узнаваемый политический стиль белорусской власти.
Находка в виде нашумевшего растворительно-разбавительного бизнеса оказалась очень кстати. Но это уже в славном прошлом. Где же взять источники роста до конца года и далее? Последние события в экономике страны показывают, что пока ничего нового не придумано и используются старый проверенный метод -- искусственное стимулирование экономического роста за счет государственных инвестиций и внутреннего потребления. Если сказать проще, за счет усиленного кредитования государственных программ и выхода на 500-долларовую зарплату. При годовом прогнозе роста реальных доходов населения на 3--3,5% уже за первые 8 месяцев по сравнению с аналогичным периодом 2011 года они выросли на 13,7%. "Белагропромбанк" и "Белинвестбанк", надо полагать, так старательно и масштабно кредитовали свою государственную клиентуру, что дефицит денег на их корреспондентских счетах поставил под угрозу своевременное проведение клиентских расчетов. Для поддержания их ликвидности Нацбанк в самых ограниченных размерах выделил около 4 трлн белорусских рублей. А с начала года рублевая масса выросла на 55,1%, что вдвое выше запланированного. На этом фоне, когда рублей должно быть навалом, возникает ситуация нехватки ликвидности и штормит на межбанковском кредитном рынке, где ставки подскакивают с 20% до 55%. С ростом зарплат активизировалась и выдача потребительских кредитов. Уже в сентябре выполнен и перевыполнен годовой план по выданным экономике кредитам.
Одновременно сворачивается экспорт. В августе товарный экспорт Беларуси составил 3 млрд 613,9 млн долларов и снизился по сравнению с июлем на 426,8 миллиона. Это настолько существенно, что после сокращения поставок нефти Россией в текущем квартале все, в принципе, осознают скользкость ситуации -- и население, и предприятия. И резко увеличивают спрос на валюту. В сентябре население уменьшило срочные рублевые депозиты на 738 млрд до 13,65 трлн рублей. Депозиты юридических лиц за этот месяц снизились на 823,2 млрд до 14,2 трлн рублей. Параллельно объемы депозитов физических лиц в валюте выросли до 45,3 трлн в рублевом эквиваленте, юрлиц -- до 23,2 трлн по состоянию на 1 октября. Другими словами, началось интенсивное перетекание рублевых вкладов в валютные. Налицо рост инфляционных и девальвационных ожиданий. С напряжением удовлетворяют спрос на наличную валюту и банковские обменные пункты. Очереди в них уже стали привычной картиной. Банки отреагировали на дефицит рублевых ресурсов довольно существенным повышением депозитных рублевых процентов: до 42 и выше.
Вынужден реагировать и Нацбанк. Он объявил, что в октябре ставка рефинансирования снижаться, как ожидалось, не будет, а в ноябре, возможно, пойдет вверх. И то правильно. Это по меньшей мере утихомирит хоть немного кредитную рублевую экспансию. Правительство заинтересовано в росте ВВП. Ему нужно выгнать его к концу года, до которого осталось всего ничего, до 5,5%. Значит, кредитов надо много и подешевле. А главному банку страны, как и любому другому центробанку, необходимо в первую очередь обеспечивать стабильность, устойчивость национальной денежной единицы. Что означает: минимум инфляции и минимум девальвации. Нелишним будет напомнить, что в хорошо памятном 2011 году власти тоже гнали ВВП, а в результате -- обвал уровня жизни населения.
При растущей рублевой накачке экономики Нацбанк с трудом, но все же удерживает валютные курсы белорусского рубля от срыва в штопор. Однако при сегодняшней инфляции в отличие от прошлого года растут как рублевые цены на продукцию и услуги, так и многие долларовые. К примеру, по сравнению с прошлым годом цены в долларовом эквиваленте выросли: на молоко -- на 23%, кефир -- на 24,5%, мороженое -- на 22%, хлеб ржаной -- на 20%, сало -- на 35%, вареные колбасы -- на 19--21%, фарш мясной -- на 30%, свинину -- на 34%. Более всего в долларовом эквиваленте подорожала говядина -- на 54%, тушенка из нее -- на 50%. Не сильно отстала живая рыба -- на 50%. Мясо уже для многих белорусов стало деликатесом. С начала года инфляция превысила 16%, в то время как в России рост цен 4,6%, Казахстане -- 3,2%, Литве -- 2,5%, в Украине дефляция -- минус 0,2%. Чего же будет действительно стоить 500-долларовая зарплата белоруса в конце года?
Реальным источником роста белорусского ВВП при состарившейся промышленности, из которой выжали все возможное, не реформируя экономику, могут служить только прямые иностранные инвестиции. Планы по ним, как известно, не выполняются даже на половину. По другим данным -- и на 20%. Запланированные на следующий год 4,6 млрд долларов прямых иностранных инвестиций большинством аналитиков рассматриваются лишь как очередной пропагандистский ход правительства. Последние события вокруг двух ведущих белорусских кондитерских предприятий -- «Коммунарки» и «Спартака», которые возвращают под государственный контроль, а фактически национализируют, могут окончательно отбить у иностранных инвесторов охоту соваться в Беларусь. Власти вернули под свой контроль и "Пинскдрев", где они вообще не имели акций, намереваются то же сделать с обувным ОАО "Луч".
В свое время под впечатлением валютного кризиса прошлого года было объявлено, что рост ВВП будет не директивным показателем, а скорее индикативным, рекомендуемым. Ан нет! Опять идем к лежащим неподалеку граблям. Зачем рост ВВП, который не ведет к увеличению жизненного уровня народа? Зачем выгонять и подгонять экономические показатели? Надо вспомнить главную цель социализма -- максимальное удовлетворение потребностей людей. Как показывает наша грешная практика, этого можно достигнуть и без бездумного роста ВВП.
Борис Желиба, "Народная воля"